Темы номера
Передвижной международный симпозиум NEMOSKVA (он же «поезд современного искусства») хабаровские художники фвстретили восторженно, а вот простые горожане — озадаченно.
«А зачем нам знать про это событие?», «Что нам даст такая непонятная выставка?», «Это вообще о чем?» — ворох примерно таких вопросов сопровождал визит экспертов из России, Великобритании, Болгарии, Бельгии, США, Германии, Италии и Франции в дальневосточную столицу. Зато представители местного арт-сообщества буквально наводнили музей археологии, на два дня ставший площадкой симпозиума.
Вроде бы нет. Но все равно есть
Это говорит о том, что диалога между современным искусством и его потенциальным зрителем в Хабаровске нет совсем. Больше того — до последнего момента считалось, что и современное искусство у нас отсутствует как категория.
Однако в этом и заключается главная цель проекта NEMOSKVA — доказать, что все наоборот.
— Сегодня современное искусство — это и технологии, и новые медиа, но прежде всего это способ мышления, — высказалась комиссар проекта Алиса Прудникова. — И вот в таком качестве оно есть везде.
Именно поэтому организаторы выбрали 12 городов вдоль Транссиба и поехали по ним с самыми серьезными намерениями. Во-первых, найти концепции, которые можно представить не где-нибудь, а сразу на Венецианской биеннале и в бельгийском центре изящных искусств BOZAR. Во-вторых, исследовать культурную ситуацию в разных регионах и выстроить взаимодействие с ними. А в-третьих, показать стране те проекты, которые уже выбраны как лучшие. «Большая страна — большие идеи» — пожалуй, первая на нашей памяти выставка произведений, которых пока не существует.
Расскажите нам про нас
Второй этаж музея археологии кипел и бурлил. В одной его части развернулась живая карусель из 64 художников: они переходили от стола к столу, объясняя экспертам свои задумки, почти как на быстрых свиданиях. В другой разместилась экспозиция идей: папки, ящики с выдвижными элементами и деревянные короба с макетами.
— Формы совершенно непривычные, шаблон просто-напросто трещит, — честно признался уличный художник Петр Матюшков. — Я даже не могу определить, какое впечатление они оставляют.
Тем временем куратор выставки Александр Буренков объяснял, что все представленное — про нас.
Например, Елизавету Чухланцеву из Казани интересуют подростки. Она исследовала тинейджеров 1990-х, а теперь —поколение Z, не выпускающее из рук гаджеты. Перед зрителями эскизы татуировок — а что лучше олицетворяет подростковый период? — и вариант инсталляции.
В основе творчества Владимира Чернышева из Нижнего Новгорода — погибающая российская деревня и ее исчезающая культура. Он соединяет работу «в полях» с фотографией и видео, создавая пронзительные образы. Чего стоят одни только ватники и пальто, висящие на палках среди скошенного луга, будто смотришь на поле призраков.
Люда Калиниченко из Екатеринбурга и вовсе предлагает аудитории 500-метровый рулон фотообоев, на которых изображен... мусор. И весь он образовался за год поглощения пищи перед компьютером.
И вроде бы темы вызывают отклик — пожалуй, сегодня художники как никогда близко подобрались к вопросам в головах обычных людей. Но при этом язык они используют, так и остается для нас непонятным. Грустный парадокс.
Больше философии, меньше праздника
Проблема, по мнению Алисы Прудниковой, в отсутствии поддержки культурных процессов:
— Без сомнения, ситуация с искусством лучше в тех регионах, где есть организации, поддерживающие его, образовательные программы и т.д. Поэтому мы планируем расширять сеть государственного центра современного искусства. Сегодня у него восемь филиалов, от Калининграда до Томска. Думаю, что еще один появится и на Дальнем Востоке.
Но при этом она подчеркнула, что универсального рецепта успеха нет: у каждого из городов свое лицо и свои смысловые акценты на творческом поле. Так, в Нижнем Новгороде переосмысляют древнее архитектурное наследие через стрит-арт, в Екатеринбурге любят конструктивизм, а в Красноярске проблематизируют отдаленность Сибири…
А в Хабаровске? Судя по тем идеям, которые представляли наши художники, мы изо всех сил стремимся расцветить непритязательную реальность.
«Больше философии, меньше праздника», — такой вердикт вынесли московская художница и арт-критик Диана Мачулина и лондонский куратор и писатель Саймон Шейх хабаровчанкам Марии Петровой и Анастасии Тыченко. Проект девушек про расширение личных границ должен сверкать и переливаться: это огромный куб из оргстекла, стоящий на ребре и пронизанный разноцветными светодиодами.
— Нас предостерегли, чтобы это не было похоже на новогоднюю гирлянду, — объяснила Мария. — Хочется, чтобы человек заходил внутрь инсталляции и сосредоточивался на собственном восприятии. В жизни мы зачастую не разрешаем себе фантазировать, а ведь без этого никуда.
Более острые социальные темы предложили выбирать для своих арт-объектов и Петру Матюшкову, который, преображая улицы с сыном, обычно делает ставку на позитив.
— В принципе, у нас уже были подобные работы: 1 июня мы превратили вентиляционные шахты в ракеты, зарытые в землю, на которых расцвели цветы, — рассказал он. — Пусть люди задумаются, сколько денег тратится на создание оружия и сколько хорошего можно было сделать вместо этого.
Арт-путешествие завершилось 8 сентября во Владивостоке. Впереди подготовка к выставкам. А каким увидели лицо Хабаровска пассажиры «поезда современного искусства», мы узнаем, когда одноименный раздел наконец появится на сайте nemoskva.art.
Дарья УЛАНОВА
NEMOSKVA — проект Государственного центра современного искусства при поддержке Министерства культуры РФ, рассчитанный на пять лет.
Чтобы поддержать юных хабаровских художников, учреждены именные стипендии мэра города. Они вручаются одаренным ребятам за достижения в культуре и искусстве с 2014 года.