Темы номера
Знаете ли вы, чем пахнет осень? Жители Индустриального района на этот вопрос ответят однозначно — тухлятиной.
По крайней мере, те горожане, которые обитают рядом с улицей Суворова либо вынуждены по ней часто проходить. В сентябре она превращается в сплошной рыбный ряд. Причем с товаром не первой свежести, судя по исходящему аромату.
Суворовский аншлаг
Рабочий полдень. Из комитета по управлению Индустриальным районом выдвигается бригада специалистов отдела по землепользованию — сегодня их очередь наводить порядок на Суворова. В комитете поставлена задача разобраться с диким рынком, обретающимся на одной из самых многолюдных улиц района. Разбираются по графику: сотрудники каждого отдела выходят в свой день в сопровождении полиции, разъясняют гражданам, что есть Истина, составляют протоколы на нарушителей. Попутно уговаривают бабушек не торговать на пешеходной части, а сделать шаг к цивилизации — перейти на рынок, где для пенсионеров выделены места. К слову, рынок находится в шаговой доступности — примерно в пяти минутах ходьбы.
— Да тут не протолкнуться, — удивляюсь, глядя на битком забитую улицу. Вроде будни, но здесь аншлаг: вдоль тротуара с двух сторон плечом к плечу стоят торговцы всех мастей. Здесь и бабушки с дачными цветами и закрутками на зиму, и целые шатры с рыбой.
— Бабушек тоже будете оформлять? Эти вроде излишки урожая реализуют…
— Нет, мы их предупредим, что они нарушают, и предложим им перейти на рынок. В очередной раз, — отвечает Валентина Смыкова, ведущий специалист отдела по землепользованию комитета по управлению Индустриальным районом. — На них жалко протоколы составлять, конечно. А вот тех, что с рыбой сюда вышли, проверим.
Свято место пусто не бывает
Рейд начинается в лучших традициях шпионских фильмов: машину ставят за углом, сами обходят с тыла — в целях конспирации. Специалистов администрации все нарушители знают в лицо, поэтому стоило им ступить на тротуар, как на суворовском рынке началось волнение.
— Предъявите разрешение на право торговать, — обращается Валентина Евгеньевна к стоящей с самого края даме с рыбой. Та отмахивается: какое, мол, еще разрешение.
— Да погоди, не суетись, может, успеем продать что-нибудь, пока до нас дойдет, — останавливает порыв своего коллеги-нарушителя дать деру с ведрами неопрятный мужик. На их прилавке из грязной фанеры, разложенной прямо на земле, кучками отсортированы грибы.
— Нет, я не буду рисковать, а то еще штраф выпишут, — «грибной отдел» сворачивается за считанные секунды. Прореха в шумном торговом ряду пустовала недолго — практически тут же на этом месте водружает ведра с ромашками новый нарушитель. Все, баланс соблюден!
В чешуе, как жар горя…
Пугливые грибники, бабули с овощами — это мелкая рыбешка. Крупная расположилась на Суворова с максимальным комфортом. Несколько точек с характерным ароматом — красную рыбу продают с машин, с самодельных лотков, просто с земли.
— С чего вы взяли, что я ей торгую? — возмущается парень, стоящий по ту сторону стола с кетинами. — Я ее своей девушке привез в подарок и вот достал показать. Сейчас она посмотрит, и обратно упакую.
Вы поверили бы в такую историю? Естественно, нет. Но парень настаивал, что за продажей его никто не заставал, а демонстрировать подарки на улице (пусть даже и на весах) закон не запрещает. Да, возможно, кому-то покажется странным презент в виде ящика с кетой, а он вот так балует свою даму сердца. «Даритель» убрал гостинцы обратно в авто.
Практически возле автобусной остановки «Заводская» раскинулся шатер целой бригады нарушителей. Конструкция, не рассчитанная на такие полевые условия, целиком на пешеходной части не поместилась, и владельцы, гости из Средней Азии, не заморачиваясь такими мелочами, выставили ее на дорогу. Да, автобусы теперь вынуждены лавировать перед самым карманом, чтобы объехать выросший на пути павильон, но кого это волнует? Особую пикантность придает еще одна деталь — над шатром высится аншлаг о запрете несанкционированной торговли в неустановленных местах с перечислением суммы штрафов. Но читать некогда, работа поставлена на поток: дама в хиджабе завешивает и отпускает товар, еще две подают рыбины — они идут нарасхват, тут же на асфальте рабочий потрошит кету, вычищая грязным ножом икру в миску.
Экономия нарушений
Участковый 2-го отдела полиции Геннадий Коркунов требует предъявить документы и прекратить торговлю, но его будто не слышат.
— Женщина, я к вам обращаюсь, — конкретизирует полицейский. Одна из продавщиц на пару секунд замерла с рыбой, видимо, оценивая ситуацию, и как ни в чем не бывало шмякнула ее на весы.
— Документы предъявите!
Полнейший игнор.
— Что вы к ней пристали, — вдруг начинает возмущаться товарка невозмутимой нарушительницы. — Она глухонемая!
Для чего описываем именно этот эпизод? Да потому что когда стали оформлять протоколы, «глухонемая» вдруг заговорила. Вот и не верь после этого в чудеса! А что именно она произнесла, лучше и не знать…
— Какие вам документы надо? Я имею право тут торговать, — препирается с участковым хозяин точки, сдабривая свою речь словами на родном языке, явно имеющими негативный оттенок. — Мне вчера уже штраф выписывали, каждый день, теперь, что ли, штрафовать?
Пока таджик отвлекает полицейского, в палатке происходит обвал цен.
— По сто рублей берите быстрее, пока мы не свернулись, — объявляет дама в хиджабе, и возле точки тут же выстраивается очередь. Распродажа как стремительно началась, так же быстро и закончилась — проверяющие велели торговлю свернуть. Очередь никак не могла поверить в происходящее и не расходилась.
— Зачем вы их гоняете? Ну, вы уедете, и они вернутся обратно, — выступила в поддержку нарушителей предпринимательница, чья точка с рыбой нелегально располагалась рядом. — Я знаю, что мы не правы, но у меня вторая точка на рынке и там продаж нет — покупатели все здесь отовариваются! Я посмотрела на это безобразие и тоже на улицу переехала…
Итог рейда — четыре протокола на нарушителей, и на короткое время избавленная от торговцев улица. В районном комитете борьбу с ними намерены продолжать до полной капитуляции противника.
— Есть положительные изменения, пусть и небольшие, — резюмирует Валентина Смыкова. — Несколько точек с просрочкой съехали с улицы Суворова. До этого они несколько лет торговали здесь своим лежалым товаром и отравляли покупателей. Постепенно мы должны сделать улицу привлекательной и свободной от несанкционированной торговли.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора