Темы номера
«А-а-а-а, меня придавило!» — дурным голосом кричит в камеру Алина, девушка-фотограф. Когда самостоятельно ставишь памятники, нужно быть готовыми ко всему.
— Вот что ты обманываешь зрителя?! — я раздражаюсь и смеюсь одновременно. — Я же секунду назад сказала, что наша фанерная женщина весит меньше килограмма!
Фото, видео, повторить — снимаем каждый шаг. Если «Инстаграм» не увидит, как мы с ней осторожным галопом скачем по сухой листве, пристраиваемся к гипсовому Калинину или тычем пальцем в мультяшную фигуру, считай, никакой акции не было. А ведь она просветительская.
Неспокойно как-то
Когда прошлой осенью мы выпиливали этот контур, положив на фанеру активистку Сашу и обведя ее фигуру карандашом (просто никто не умел рисовать), думали, что на этом проект «Памятник землячке» и закончится. Ну походим по улицам, покажем людям, что все мы забываем выдающихся хабаровчанок, которые много сделали для города и края. Ай-яй-яй! Погрозим пальцем, выложим фото в Интернет, да и успокоимся.
Но не тут-то было. То есть спокойнее не стало вообще. Сначала нас тревожил кратковременный эффект (вспомнили восемь имен, а надолго ли?), потом — то, что другие так и остались в забвении. Сами не заметили, как представили проект московскому фонду «Нужна помощь» и получили 25 тысяч рублей на создание интерактивной карты. И вот она уже готова к запуску, а мы — к установке еще двух условных монументов.
В хорошей компании
Территория у главного корпуса пединститута — место, среди скульптур популярное. Тут их, на минуточку, пять. Но мы решительно направляемся в самую монументальную гущу: статуя почетной гражданки Хабаровска Антонины Дмитриевой, по нашему глубокому убеждению, должна стоять рядом со спасенным ею памятником Пушкину.
В 1983 году его решили снести как не имеющий художественной ценности. Чтобы защитить работу, Антонина Константиновна дошла до Академии художеств СССР, но свою правоту отстояла. Мемориал отреставрировали. Благодаря ей же на Утес вернулся бронзовый граф Муравьев-Амурский. Так что монументы она любила.
— Вправо! Влево! Дерево торчит! Человечки выглядывают! — делать фото в оживленном месте нашей команде непросто. Внутрь контура попадают то неживые объекты, то живые субъекты, проходящие мимо.
Ответный жест
К счастью, в этот раз нас не обвиняют в рекламе Ксении Собчак (время, видимо, уже не то). Зато дают ценные советы. Несмотря на них, мы справляемся.
Да и Антонине Константиновне вообще-то повезло: на доме 12 по улице Королева, где она жила, и так есть мемориальная табличка. У большинства наших героинь нет и этого…
К месту установки второго женского мемориала идем через нижний пруд. Там, издевательски ухмыляясь, стоит весьма себе увековеченная Шапокляк.
— Вот почему у вредной старушенции есть памятник, а у героических женщин нет? — возмущаюсь я.
— Просто гордо пройди мимо нее! — командует Алина-фотограф.
Но я не могу. Шапокляк нагло и беспардонно демонстрирует нам свой вздернутый зловредный палец. Не выдерживаю и делаю ответный жест. Снимок получается настолько выразительным, что мы решаем никому его не показывать.
Что ей стоит храм построить?
Дальше путь наш лежит по улице Ленина. По дороге успеваем не только сделать кадры с модными стрит-арт-объектами («Инстаграм», снова привет!), но и попасть в чужие объективы. Прохожие ни о чем не спрашивают, просто молча фотографируют. А мы и не против: потом увидят знакомый контур в Интернете, да и прочитают.
Останавливаемся у здания детского дома № 1 — это и есть наша вторая локация. Знаете ли вы, что он был построен на средства купчихи Елизаветы Голдобиной? Вот и мы не знали. А между тем в 1895 году она выделила на сиротский приют десять тысяч рублей (здание, к слову, обошлось в 10 263 рубля).
В хабаровских источниках о ней почти ничего нет. Жила Елизавета Ивановна в эти годы у нас или просто приезжала по делам, неизвестно. Зато известно, что еще три тысячи из ее капитала ушло на создание первого городского музея, а до этого она построила приют в Верхнеудинском (сейчас Улан-Удэ), две церкви и два училища на станциях Хилок и Чита. Это не считая благотворительности и попечительства. Согласитесь, вполне достойно монумента!
Ерунда — это хорошо
Лиловый женский силуэт среди золотой листвы смотрится прекрасно. Мы кружим по двору (наш памятник легко двигается, если поддеть подставку ногой), фотографируемся так и сяк и втайне надеемся, что здесь когда-нибудь появится настоящая скульптура — было бы красиво…
…«Эти монументы совсем там не к месту!», «Что это за памятник на несколько минут?!», «Ерунда какая-то», — напишут нам потом в соцсетях. Ну и хорошо. Ругают — значит, зацепило. И это не главное.
«Не забудьте про Екатерину Невельскую!», «Самое время поговорить про поэтессу Людмилу Миланич!», «А может, подойдет звезда эмиграции Ларисса Андерсен?» — говорят нам еще. Люди начали вспоминать. Вот что важно.
Дарья УЛАНОВА, фото автора и Алины САХНЕВИЧ
Кстати
Другими героинями «Памятника землячке» стали капитан речных судов Зинаида Савченко, микрохирург уха Анна Кондрашкина, летчица Валентина Гризодубова, ученая-селекционер Ольга Мигина, поэтесса Лада Магистрова, этнограф Клавдия Белобородова, основательница женской гимназии Екатерина Рамзайцева и графиня Екатерина Муравьева-Амурская.
На страницу проекта woman-memory27.ru теперь можно попасть и с сайта «Хабаровских вестей» khab-vesti.ru. Также у акции есть два хэштега в соцсетях: #памятникземлячке и #давайтепомнитьвместе.