Темы номера
«Хор Турецкого» называют музыкальным феноменом XXI века. Всегда яркие выступления и умение общаться со зрителем снискали коллективу славу рекордсмена популярности: за двадцать пять лет более 5 000 выходов на сцену.
В Хабаровске арт-группа выступила в День народного единства. О себе, коллективе и планах накануне концерта «Хабаровским вестям» рассказал его руководитель Михаил Турецкий.
— Почему в арт-группе только мужчины и как, по каким параметрам вы подбираете исполнителей?
— Мы начинали как мужской хор при Московской хоральной синагоге. Искали свой стиль, многому учились. В процессе расширили репертуарные рамки — сейчас поем и духовную музыку, и эстрадную, и джазовую и русскую народную.
Что касается подбора группы — для меня важно, чтобы артист был настоящим профессионалом, человеком увлеченным и влюбленным в то, что делает. У него должны гореть глаза. Ну а поскольку вместе нам приходится проводить очень много времени, я смотрю и на личностные качества.
— Какой руководитель Михаил Турецкий — деспот или демократ? Есть требования, которые артист не может нарушать ни в коем случае, иначе – увольнение?
— Я работаю вожаком стаи, и это большая ответственность перед артистами, их семьями. Иногда требую от солистов большего горения, экспрессивности, чем они выдают в конкретный момент. Такого рода трудности неизбежны. А глобальных внутренних конфликтов у нас нет.
— Своими голосами «Хор Турецкого» может воспроизвести оркестр. А есть ли вокальный жанр, который не подвластен коллективу?
— В течение нескольких лет мы не пользовались инструментальным сопровождением, пели исключительно а капелла, потому с уверенностью могу сказать, что артисты действительно могут заменить собой целый оркестр. То, что хор начал петь в микрофоны с инструментальным ансамблем — наше ноу-хау. Такого прежде нигде и никогда не было. Нам говорили: это путь запретный, в никуда, ведь хор — это опера, это духовная музыка. А чтобы он исполнял эстрадные шлягеры, чтобы там были гитары и рок, и все это сочеталось — такого просто быть не может! Мы доказали, что такое очень даже возможно.
— Какой круг слушателей «не ваш»? И где вам больше нравится выступать: в столицах, за рубежом, в провинции?
— На наших концертах бывают президенты, губернаторы, мэры. Но мне приятно осознавать, что нас слушают слесари и инженеры, врачи и учителя. Искусство всех объединяет. А вообще мы стараемся учитывать ожидания зрителей. Изучаем аудиторию той страны или региона, куда направляемся. Фишкой является исполнение песни на национальном языке — это такой «комплимент от шефа».
— Сколько времени в вашей жизни занимают гастроли, как часто бываете дома? Что помогает восстанавливать силы?
— Со своими артистами провожу больше времени, чем с женой и детьми, они для меня как родственники. Знаете, мы творческие люди: для нас понедельник начинается в субботу. Длительный отдых не любим. Потому чаще всего, когда не гастролируем, репетируем на базе, отрабатываем новую программу. Находимся в постоянном поиске того, чем будем радовать и удивлять себя, поклонников. Но когда есть свободная минутка — стараюсь проводить ее дома с детьми, женой. Или вырываюсь куда-то на пару дней, меняю обстановку. Зимой это обязательно лыжи.
— Выступление, которое коллективу запомнилось больше всего.
— За годы гастрольной жизни накопилось множество интересных историй. Если же говорить про последний год, то, без сомнения, важнейшим событием в творческой жизни двух коллективов — «Хора Турецкого» и SOPRANO — стал масштабный музыкально-исторический марафон «Песни Победы», в рамках которого за десять дней мы посетили восемь стран. Песни о мире, любви и подвиге прозвучали от Парижа до Нью-Йорка. В планах есть выпуск документального фильма о нашем путешествии. А уже в 2019 году планируем расширить географию миротворческого музыкального марафона.
— Хочется увидеть в Хабаровске и ваш женский коллектив — арт-группу SOPRANO.
— Как приятно это слышать! У артисток очень плотный гастрольный график. Недавно они вернулись из Токио, часто бывают в Китае. Так что тут недалеко.
Подготовила Екатерина СПЕРАНСКАЯ, фото из архива