Искусство не на одну ночь
logo

Темы номера

Искусство не на одну ночь

 День народного единства сотрудники музеев и библиотек города отметили на работе — подготовили большой праздник под названием «Ночь искусств». Вместе с ними работали и наши корреспонденты, охватив сразу три храма творчества.

Рыба на счастье

В Музее истории Хабаровска решили, что искусство принадлежит народу, и потому в большом концерте участвовали только самодеятельные коллективы, а мастер-классы проводили энтузиасты.

Красавица орочка Нина преподает декоративно-прикладное творчество в школе народных ремесел. Гостям предлагает сделать обереги на счастье и удачу. Оба эти понятия у ее народа ассоциируются с рыбой: богатый улов — повезло, все сыты — вот оно и счастье. 

— Я специально не изучала, какой смысл заложен в сим-волах, — признается Нина. — Такие знания у каждого орока в крови. Мы считаем важным сохранять традиции, тем более что нас не так много осталось.

— И нам это очень интересно, — подхватывает гостья Светлана, пытаясь приклеить к кожаному кругляку кусочек меха норки. — Ведь мы живем на земле, которую когда-то населяли только коренные народы. Я пришла сюда ради это-го мастер-класса.

В соседнем зале звучат непривычные музыкальные инструменты — так артисты нанайского театра «Бури» приглашают посетителей на выставку «Земля трех драконов».

— Представляете, какого размера тогда была рыба? — директор музея Валерий Герасимов с гордостью показывает огромные рыбацкие крючки и гарпуны, датированные семнадцатым веком. — А эти фигурки — сэвэны, божества, которые когда-то охраняли своих владельцев от злых духов. У каждого своя функция, поэтому их помногу нашивали на одежду.

Бейте-бейте!      

 Обещанный организаторами концерт продолжается в ре-жиме нон-стоп, и часть посетителей даже не выходит из му-зыкального салона. Остальные, наоборот, пытаются успеть многое, участвуя во всех мастер-классах подряд. Светлана с талисманом на счастье уже расписывает горшочек. Два друга-старшеклассника глиняных котят превращают в тигрят.

— Скучно вам здесь?

— Не-ет, что вы! Классно. Даже не ожидали. И домой не хочется.

Приземляюсь рядом с этими художниками по керамике. На столе — малюсенькие кувшинчики, пиалы, вазочки, какие-то фигурки. Выбираю горшок, решительно хватаю кисточку и застываю: что дальше? Соседка уверенно выводит сложный орнамент. Красиво получается.

— А мне не нравится, — признается она. — Что делать?

— Разбить в сердцах! — даю ей совет.

— А ведь в старые времена был такой обычай, — включается в разговор мастер. — Если настроение плохое, ничего не получается, ссоры — значит, в доме поселились злые духи. Боялись они только звона бьющихся горшков. Так что бейте!

Не разбила. И я свой сохранила — грохну дома, если что.

Человеческие жертвы

 В Дальневосточном художественном музее расслабленную камерную атмосферу создавали старым проверенным способом — достаточно высокой ценой билета. Он работает безотказно. Кто-то говорит, мол, для такого солидного мероприятия активностей в ДВХМ было мало. Не согласны. Для того, чтобы тонуть в разнообразии и мчаться сквозь толпу, по мнению организаторов, создана майская «Ночь в музее». А тут другое.

Что другое? Я отправляюсь было в неспешное расслабленное путешествие (по задумке организаторов оно должно быть именно таким), но жажда тихих экскурсий сокрушается о жестокий скрежет, доносящийся из залов западно-европейского искусства. Заглушая джаз, где-то рядом с Тицианом громко рвется скотч.

Действо, происходящее рядом с шедеврами эпохи Возрождения, живо напоминает о том, что искусство требует жертв. Человеческих. Прямо на глазах у изумленной публики гостей разной величины сначала покрывают пищевой пленкой, а затем густо обматывают клейкой лентой. Не полностью, что, конечно, сразу успокаивает.

— У нас тут мастерская авангардной скульптуры, — объясняют студенты хабаровского колледжа искусств Светлана и Сергей, кружа возле подопытной женщины. — Делаем цветные торсы, которые потом можно забрать домой!

Вообще, они не сами это придумали. Говорят, что есть известный американский художник, творящий в этом стиле (элемент ликбеза), но имя почему-то не называют (элемент интриги). Не буду томить: это Марк Дженкинс из Виргинии.

Глядя на почти врачебную активность ребят, понимаю, что собственный торс отдать не смогу: у меня клаустрофобия. Зато решаю героически пожертвовать рукой…

…И через пять минут понимаю, как чувствует себя курица в рукаве перед запеканием. А еще через три — каково ей уже в духовке. Бедные остальные! Хотя Света, надо отдать ей должное, действует аккуратно и быстро.

— Тебе после такой практики можно и в травматологию, — замечаю я.

— Спасибо, буду получать вторую профессию — подумаю, — смеется девушка. — Пока меня интересует живопись.

Вместо одноцветного протеза решаем сотворить полосатое безумие, и эта идея внезапно имеет колоссальный успех.

— Здорово! Повернитесь вот так! И больше на меня! — известный фотограф устраивает моей искусственной руке такую фотосессию, которой остальная я никогда не удостаивалась.

Гирлянда в ребрах

Еще несколько фотовспышек мы с рукой получаем и по дороге в следующий музей — когда засыпает ДВХМ, просыпается Гродековский.

Здесь, как обычно, билет самый демократичный, а программа самая развлекательная: хотите — учите славянскую грамоту, хотите — создавайте открытку, проходите забавный квест или слушайте музыку на лестнице. Меня же больше всего интересует скелет кита, который по случаю праздника пообещали превратить в огромную инсталляцию.

— Держи-держи, куда же ты убегаешь? — сотрудница музея Мария Петрова убеждает пятилетнего малыша завершить творческий процесс. — Давай закрепим ее вместе.

Ее — это одну из десятков бумажных рыбок, которые теперь легко колышутся между длинными белыми ребрами. А позвонки при этом окутаны разноцветной гирляндой.

— Теперь давайте выключим свет и немного пофотографируемся, — говорит Мария.

Ощущение, надо сказать, абсолютно психоделическое.

Чтобы закрепить его, решаю сделать на мастер-классе сумасшедший коллаж. На красный фон клею зеленого медведя, к нему — огромную розовую пасть, рядом — убегающих мультяшных человечков, жонглирующих пасхальными яйцами. Очень выразительно, я считаю. Отправляюсь домой очень-очень довольная.

Вместо заключения

— Ну, как поработала? — встречает меня муж, решивший провести этот вечер дома.

— Да вот, поделки принесла, — радостно протягиваю ему полосатую руку и коллаж.

И его лицо еще раз доказывает мне, что праздник прошел отлично.

Евгения ФИЛИТОВИЧ, Дарья УЛАНОВА, фото авторов

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)