Темы номера
В конце 2011 года Дмитрий Медведев, будучи президентом России, в ходе рабочей поездки в Хабаровск дал высокую оценку инновационным проектам, конкурентоспособности производимых на Амуркабеле товаров и отметил огромный потенциал специалистов предприятия. Но недальновидная политика собственника вкупе с жесткой позиций банков, отстаивавших свои интересы, в короткие сроки лишили нескольких сотен людей работы, а города — определенной массы налоговых поступлений в казну.
Унылая картина
Отправляюсь на Амуркабель, чтобы пообщаться с теми, кого еще, возможно, не одолело чувство безнадеги. Суровый вид охранника на проходной в фойе административного здания сразу настроил на весьма пессимистичный лад.
— Практически никого и ничего здесь вы теперь не найдете, — отрезал он. — Работа в производственных цехах давно остановлена, и видимо навсегда.
В отделе кадров, куда пришлось идти по длинному и абсолютно темному коридору, подтвердили эту информацию и пояснили, что завода как такового уже не существует. А в их сейфе сейчас хранятся всего три трудовых книжки сотрудников. И только выйдя на улицу и окинув взором прилегающую территорию, я окончательно убедился в критичности ситуации. Стоянка для автомобилей в разгар рабочего дня почти пустая. На доске почета, где когда-то красовались фотографии передовиков производства, остались лишь рамки. А на стенде с надписью «Мой завод — моя гордость!» — пожелтевшие от времени плакаты с хроникой завода, ассортиментом и преимуществами выпускаемой ранее продукции, теряют вид и медленно умирают вместе с родным предприятием. В общем, довольно унылая картина.
Долги как снежный ком
Так в чем же причина попадания в финансовую кабалу и кто виноват в бедах трудового коллектива, которого, по сути, уже нет?
— Если вернуться к истокам, то все началось со значительного увеличения стоимости сырья для технологического процесса, — говорит и.о. начальника управления промышленности и связи администрации Хабаровска Анатолий Кныш. — Подорожали сталь, медь, алюминий и другие востребованные для производственной деятельности материалы. Серьезные заказы у ОАО «Амурский кабельный завод» по-прежнему были, но на предприятии решили, исходя из ситуации, умерить аппетиты. А главная проблема в том, что собственник продолжал брать солидные кредиты на техническое перевооружение оборудования и другие первоочередные нужды под залог имущества. Как правило, обязательства по исполнению договоров займа не выполнялись, следовательно, долги росли как снежный ком, и о максимальной загрузке мощностей уже не было речи.
— Некоторое время заводу все-таки удавалось балансировать на грани безубыточной деятельности, однако вскоре пошли задержки по заработной плате, — продолжает Анатолий Валентинович. — Дальше — больше: самые худшие опасения оправдались, и летом прошлого года на Амуркабеле началось тотальное сокращение штатных работников. Впрочем, многие заводчане, поняв безнадежность положения, стали подыскивать себе новое место работы заранее. Кстати, столичный управленец-неудачник Константин Вачевских, являющийся полноправным владельцем предприятия, все же угодил за решетку как подозреваемый в крупном мошенничестве. Немногим ранее возбудили уголовное дело и в отношении исполнительного директора предприятия Алексея Беломестных. Он был осужден за растрату имущества.
Посчитали — прослезились
Сейчас на заводе действует процедура конкурсного производства, арбитражным судом утвержден конкурсный управляющий Алексей Тарасов, который находится в Москве. Перспективы практически никакой нет, в общем-то, речь идет о завершающей стадии банкротства должника в правовом поле. В дальнейшем наверняка последует ликвидация оказавшейся на мели организации с соразмерным удовлетворением требований кредитодателей.
К слову, уже состоялась оценка имущества предприятия, которое предстоит реализовать для хотя бы частичного избавления от долговых обязательств, причем проводили ее сразу две организации. Суд принял оценку, сделанную Сбербанком, общая сумма составила 220 млн руб. Но если учесть, что только своим работникам предприятие задолжало 53 млн руб. (еще в ближайшее время крайне необходимо рассчитаться с владельцами административных, производственных помещений и иных объектов, за электроэнергию и т.д.), становится ясно, что предстоящие торги явно не решат существующую проблему.
Защита интересов
— К сожалению, ни один из уволившихся или попавших под сокращение работников Амурского кабельного завода не обращался к нам по поводу задержек или невыплаты заработной платы, — прокомментировала Светлана Фоменко, председатель Хабаровской краевой организации общественного объединения «Всероссийский электропрофсоюз». — А ведь это еще вполне возможно сделать. Наша главная задача — защита социально-трудовых и гражданских прав специалистов предприятий. Поэтому мы вправе отстаивать их интересы в любых инстанциях, начиная с инспекции по труду и заканчивая прокуратурой.
Мне удалось связаться по телефону и с Вадимом Костюченко, руководителем управляющей компании, которая создана на ОАО «Амурский кабельный завод».
— Несмотря на незавидное положение, не теряем оптимизма, ждем развития событий и стремимся сохранить все, что есть, на предприятии в надежде на приход нового инвестора, — пояснил Вадим Николаевич.
P.S. Когда уезжал с завода, мне почему-то вспомнились слова известной песни Николая Рыбникова. И подумалось, а ведь, действительно, многие заводчане не хотели судьбу иную и ни на что не променяли бы ту заводскую проходную, что вывела их в люди. Но все за них решили в верхах. А ведь здесь складывались биографии людей, выросли целые трудовые династии, хранившие традиции. Именно у станка опытные наставники воспитывали у молодежи трудолюбие, ответственность, старательность. Неужели все канет в лету?
Валерий КОРОТКОВ,
фото Валерия СПИДЛЕНА