Темы номера
От предчувствия до реальности
Стремительно растущее трехмиллиардное население АТР завидует дальневосточным водным и земельным ресурсам больше, чем золоту, алмазам и нефти.
Похоже, отечественные миллиарды тоже настраиваются на возвращение. Инвестиции в макрорегион бьют общероссийские рекорды. Учитывая внедрение новых экономических механизмов, в Минвостокразвития поспешили осторожно назвать процесс «дальневосточным экономическим чудом».
Удержать штурвал
Хорошо бы дожить до него, долгожданного чуда! Но торопливость — опасная штука. Да и темпы роста промышленности региона превысили среднероссийские показатели всего на 2,2 процента. (Экономический рост в странах АТР — порядка 9 процентов.) Для частного финансового ливня на макрорегион и продекларированного государственного внимания к нему результат не прорывной. Крупные компании идут в регион с короткими рублями в расчете на быструю отдачу. Это добыча полезных ископаемых, затем идут транспортировка и хранение грузов. Начатые проекты по модернизации старых обрабатывающих мощностей и строительству новых замедлились. Настоящего экономического рывка пока не получилось.
Удержать промышленный штурвал нынче стоит дорого. Регион в тонусе благодаря достойному производственному и научному потенциалу. Министерство промышленности края вошло в финал конкурса «Проектный Олимп» наряду с Воронежской и Белгородской областями, Краснодарским краем. Расправляет плечи молодая научная поросль. 40 молодежных инновационных проектов представлены на конкурс по программе «УМНИК-2018». Студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты предприятий края в возрасте от 18 до 30 лет представили свои разработки по шести направлениям. Набор богатейший: медицина, цифровые технологии, новые материалы, ресурсосберегающая энергетика, химические, биологические, интеллектуальные производственные технологии. Надежда окрыляет.
А кредиты душат
Бизнесу стало понятно: доступ к финансовой инфраструктуре Запада практически отрезан. Санкционный удар пришелся по больному месту — средним и малым предприятиям. Это базис экономики, его надежда. Мы ведь взялись его, ранимого, опекать, всячески оберегать от разорительных проверок. Довести малый и средний бизнес до ручки — дважды два. Это мы уже проходили, когда подножку ставили свои же банки. Именно они в 2014 году не преминули воспользоваться отсечением наших компаний от дешевого западного финансирования и задрали ставки по кредитам с прежних 7—8 процентов до 15—20. Лишь в последние два года их удалось срезать до 12,5—14,5 процента. Ставки и сегодня нешуточные. Российский союз промышленников и предпринимателей ахнул от собственного анализа: 72,9 процента компаний обходят банки стороной по причине избыточно высокой текущей стоимости кредитов. 58,8 процента хозяйствующих субъектов огорчены чрезмерным требованием к залогу и говорят кредитам «нет». Как развиваться?
В малом и среднем бизнесе работает каждый третий из занятых в экономике города. Доля предпринимательства в общем обороте организаций — 40 процентов. В краевом центре зарегистрировано 33 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. В месяц регистрируется около 400 новых бизнесменов. Примерно столько же закрывается. В торговле 44 процента бизнеса, а в сфере производства всего 15 процентов. Время просит двойного роста, а главное, доступных кредитов.
Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций взялось за поддержку экспорта и планирует запустить программу субсидирования процентной ставки для инвесторов. Хорошее дело. Фонд выдает кредиты под 5 процентов годовых. Вводится программа субсидирования процентной ставки. Это означает, что проекты могут получать эффективную ставку в 1 процент. Все это позволит поднять эффективность проектов на Дальнем Востоке на 8—10 процентов, уточняет директор агентства Леонид Петухов.
От предчувствия до реальности
Производители подтвердили эффективность новых дальневосточных механизмов привлечения инвесторов. Президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников считает этот инструмент одним из самых сильных. Дескать, если бы не он, причин для прихода компании на восток страны вообще бы не было. Судите сами. Срок окупаемости проекта производства каменной ваты снизился с 10 до 7 лет. Ныне «ТехноНИКОЛЬ» получает от внешних рынков порядка трети выручки. Продукция предприятия отличается отменным качеством и заняла лидирующие позиции в странах АТР.
Успеть на азиатский экспресс
Санкции нам обещают всерьез и надолго. Не найдем доступных кредитов и длинных денег, на стремительный экспресс евразийского развития можем не успеть. Перехватывать капиталы придется на Востоке. Средства нужны как воздух. По мнению экспертов, Евразийский регион на пороге большого скачка в развитии. Причин несколько. Главная, пожалуй, в китайском инфраструктурном мегапроекте «Пояс и Путь», в котором участвуют более 80 стран. Этот и другие проекты дали импульс развитию финансового центра Востока.
Есть и свежий приятный факт. Побывавшие в крае ученые Китайской академии общественных наук высоко оценили действующие в регионе механизмы поддержки инвесторов. Соседи нашли довольно привлекательными элементы инфраструктуры для предприятий в ТОСЭР «Хабаровск». Речь идет о системах водоснабжения, газа, электрической энергии, дорог, производственных помещений. Хабаровские инвестиционные возможности все больше привлекают китайский бизнес. Добавим, что на площадке ТОСЭР «Хабаровск» 32 резидента, инвестировано 6,4 млрд руб.
Угрозы «прекариата»
Сегодня Китай — основной внешний партнер России на Дальнем Востоке. За 8 месяцев текущего года товарооборот края с соседями превысил 1,1 млрд долл. Это на 17,6 процента больше, чем за аналогичный период предыдущего года. К примеру, в ходе сотрудничества края с провинцией Цзилинь уже запущено несколько проектов в сфере деревообработки. Китайские инвесторы будут строить инфраструктуру трассы «Обход Хабаровска»: гостиницы, сервисы, автозаправки, торгово-логистические комплексы. В перспективе развитие проекта через Большой Уссурийский остров может обеспечить выход на сеть автомобильных дорог Китая.
В масштабном развитии мировой экономики сталкиваются две проблемы. Цифровизация подминает всю жизнь населения и сводит на нет его всеобщую занятость. Запад уже и словечко придумал — «прекариат». По-нашему — люди частично занятые, живут от контракта до контракта, а между ними — полная неизвестность. Крупные производства сжимаются от тысяч работников до сотен. Фактически имеем предприятия, но не имеем занятости. Социальная напряженность обостряется.
Западные регионы страны не без иронии подают любопытные и тревожные примеры. Сидит на холмике «пастух» и через спутник управляет десятком тракторов, распахивающих огромное поле. Представьте, сколько народу вывели из системы обслуживания техники! А как это вяжется с прорывами в инновационных секторах? Национальный проект развития страны нацеливает на удвоение к 2024 году объемов несырьевого и неэнергетического сектора. Это сверхзадача, для выполнения которой поставки промышленной продукции на внешние рынки должны продвигаться по 9 процентов в год. Не нарвемся на проблемы?
Комфорт питает занятость
Специалисты раскопали: на 1 августа текущего года, по официальной отчетности Минфина страны, осталось 8,5 триллиона неиспользуемых рублей. Деньги из экономики изъяли, в доступные кредитные средства они не попали, в результате экономика столкнулась с проблемами занятости. Все бы ничего, но работодателей ждет шок. Спад рождаемости неминуем. Два года назад в стране был 21 миллион людей в возрасте от 21 до 29 лет. А через 5 лет, как гласит Росстат, число молодых людей в этой возрастной группе снизится до 13 миллионов. Потеряем ребят, чей возраст отличается гибкостью мышления, высокой мотивацией к работе, готовностью внедрять все новое. Издержки на процесс поиска нужного работника явно будут расти.
Ситуация вынудит предпринимателей вкладываться в повышение производительности труда, инвестировать в новые технологии, внедрять такое оборудование, чтобы один человек с его помощью смог работать за двоих. Зарплаты должны быть соответствующими. Низкое жалованье по сравнению с другими регионами усугубит кадровую проблему. На дворе капитализм, и люди не поедут за «запахом тайги». Если заработная плата в округе, резюмируют ученые, не будет в 2—2,5 раза больше, чем в других регионах страны, со временем мало кто здесь останется.
Несоответствие оплаты труда условиям работы и жизни — основная причина оттока людей из дальневосточных регионов. Не секрет, что люди всегда ехали на север и восток не столько за романтикой, сколько за длинным рублем. По нынешним временам люди получают за работу не столь уж большие деньги, а прежних социальных гарантий и вовсе нет. По словам главы профсоюзов края Галины Кононенко, вахтовый подход, которым пользуются многие компании, не поможет развить как следует дальневосточные территории. Вахтовики — временщики. Мигранты тоже не решали и не решат кадровую проблему.
Вклад в новые технологии нашей страны должен расти активнее, чем в других государствах, поскольку по численности населения мы можем здорово просесть. По сути, с этим уже столкнулись. На Дальнем Востоке заработало 129 новых предприятий с общим объемом инвестиций 140 млрд рублей. Прогресс привел к обратному эффекту — в макрорегионе наметился острый кадровый голод. Специалистов стали искать по всей стране и за границей. К примеру, кадровики предприятий Комсомольска-на-Амуре прошерстили все регионы в поиске профессиональных сварщиков.
Трудно не согласиться с доводами известного ученого, доктора экономических наук, профессора Вадима Заусаева, что нас преследовала и продолжает преследовать высочайшая затратность дальневосточного производства, приводящая к низкой его конкурентоспособности. На плаву только рентные отрасли. Ученые-дальневосточники подсчитали и прослезились: льготные условия ТОРов дают снижение издержек до 12 процентов. Но себестоимость продукции все равно окажется в полтора-два раза выше, чем в центральной части страны, только от того, что производство открыто на Дальнем Востоке. Вот вам и фундаментальное противоречие между геостратегической значимостью Дальнего Востока и его высокой затратностью. Не найдем решений — вперед не продвинемся.
В предстоящие годы страна, в особенности Дальний Восток, должна совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере, чтобы обеспечить новое качество жизни. Основа всему — 12 национальных проектов, но которые из всех источников будет направлено 28 трлн руб. Настало время сверять шаги с подлинными интересами людей.
В настоящий момент идет оценка готовности к переходу предприятий на новый технологический уклад: цифровой. По итогам анализа будут выдаваться цифровые паспорта с необходимыми рекомендациями. Это требование майских указов президента. К 2024 году охват должен составить не менее 80 процентов крупных компаний. Самые инновационные предприятия уже задействуют «облачные» технологии. Наиболее продвинутой в части «цифры» стала торговая сфера.
Петр МАЗУР.