Темы номера
В краевом центре состоялся деловой диалог «Перспективы сотрудничества малого и среднего бизнеса регионов РФ и КНР» в рамках VI Международной конференции о внешнеэкономической деятельности.
Притяжение суперрынка
Такое впечатление, что китайский бизнес по-новому открывает российский Дальний Восток. Партнерство пульсирует новыми идеями и проектами. Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО за последние 2,5 года, 85 процентов приходится на Поднебесную. Внешнеторговый оборот Хабаровского края и Китая давно превысил миллиард долларов. Регион экспортирует в соседнюю страну авиационную технику, продукцию лесной отрасли, продовольственные товары, рыбу и морепродукты. В 2017 году прямые китайские инвестиции в край составили свыше 26 млн долл.
Деловой диалог в рамках конференции, прошедшей в Хабаровске, был наполнен атмосферой сотрудничества малого и среднего бизнеса регионов РФ и КНР. За символический круглый стол сели представители 60 регионов России и Китая. Поговорить было о чем: 20 процентов хабаровских поставщиков товаров за рубеж — субъекты малого и среднего предпринимательства. На экспорт в крае работают около 100 предприятий. Авторитет хабаровского бизнеса, его товаров и услуг у соседей растет на удивление. Китайцам пришлись по вкусу местные хлебобулочные изделия, мороженое, мед, мука, масло. Средний китаец становится все более богатым и хочет теперь питаться правильно и вкусно, на качестве и безопасности продуктов для него свет сошелся клином. В приграничных городах Китая открылись розничные и мелкооптовые магазины русских продуктов.
В Фуюане работает проект по продаже российских товаров на специально созданной площадке. Многофункциональный комплекс площадью 6 тыс. кв. м включает конференц-зал и туристический комплекс. В маршрут под названием «дорога процветания» вложено 600 млн долл. А в Суйфэньхэ появилась улица-инкубатор для бизнеса России. На проспекте Хайжун расположен торговый оазис в 400 м. Это площадка для россиян, пожелавших открыть свой бизнес, и китайцев, рассчитывающих на сотрудничество с российскими партнерами. Городские власти оказывают поддержку.
Как отметил заместитель председателя правительства края — министр инвестиционного развития и предпринимательства Юрий Чайка, сегодня уже доказано, что на Дальнем Востоке могут производить продукцию с высокой долей переработки, а не только поставлять сырье.
Лучший климат в мире
Условия для эффективного развития российско-китайского сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса совершенствуются, заметила директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Милена Арсланова. В 2019 году в России стартует масштабный проект по выводу российского бизнеса на устойчивый вектор развития. Соседей заинтересовал стремительный рост инвестиционного климата для бизнеса в нашей стране. По этому показателю Россия с 2002 года выросла на 85 позиций. А впереди кратное расширение программы субсидирования процентной ставки по льготным кредитам для субъектов МСП, особенно на приоритетном дальневосточном направлении. Вступят в силу порядка 200 инициатив, облегчающих ведение бизнеса в различных сферах.
О серьезных перспективах развития сотрудничества малого и среднего бизнеса Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и города Цзямусы говорил руководитель секретариата Народного правительства Ван Кай. На необходимость оперативного практического разрешения возникающих у китайских компаний вопросов на территории Дальнего Востока обратили внимание заместитель генерального директора предприятия по производству древесных плит «Лесопромышленная корпорация Цзилинь» Ван Шаньлян, генеральный директор ООО «Технопромышленный парк — Амур» Лю Сяо, генеральный директор ООО «Евразия Групп» Чжоу Ю.
Ушастый бренд
Оживление диалогу придали истории успеха по выводу российской продукции на китайский рынок. Среди тех, к кому представители западных регионов обратились за помощью найти партнеров в Поднебесной, основатель фабрики мороженого «Зайца» Илья Амирханов. Что ни говори, а благодаря его компании Китай повелся на сладкое. Поначалу никто не верил в успех дела. До 2015 года хабаровчане были одни. А потом как прорвало. Теперь поставки элитных упаковок хабаровской продукции пошли не только в Китай, но и в Южную Корею. Аппетиты на мороженое в АТР растут. Любопытно на этот счет высказался однажды президент Торгово-промышленной палаты страны Сергей Катырин. Дескать, если российские поставщики смогут занять всего лишь один процент китайского рынка мороженого и безалкогольных напитков, это даст прирост объемов торговли на 30—40 млрд долл. в год.
Как заметили китайцы, в их стране сформировалась прослойка среднего класса, готовая тратить больше денег на более качественные продукты питания. Не секрет, что они у нас именно такие.
Бизнес другого успешного предприятия трудно переоценить. Генеральный директор ООО «Дальневосточная торфяная компания» Александр Тимофеев рассказал об опыте продвижения в КНР изделий на основе торфа. Китайские партнеры закупают у фирмы полуфабрикаты для собственного производства, оценив передовую технологию. Во многих провинциях Поднебесной сельскохозяйственные земли стали «бедными». В их почве не хватает углерода, а удобрения, созданные на основе натурального торфа, восполнят его нехватку.
Хабаровские энтузиасты настроены продвигать на китайский рынок идею «умного дома». На круглом столе ее озвучил генеральный директор ООО «Лерс-Менеджер» Сергей Кучин. Эксперименту 11 лет. Стоимость отопления ниже, чем в обычном доме, на 60 процентов. Искать партнеров в Китае есть резон, поскольку системы централизованного отопления в наших странах практически схожи.
Торговля — дело тонкое
Затем бизнес двух стран интересовался новыми таможенными переходами, в частности, на острове Большом Уссурийском. Шла речь о том, как эффективнее создавать и развивать бизнес в тесном содружестве с соседями. Тонкости вопроса озвучил руководитель дальневосточного филиала консалтинговой компании Алексей Ерохин. Оказывается, острых моментов здесь хоть отбавляй. За последние пять лет разорились шесть китайских компаний, понадеявшихся на сомнительных переводчиков. По незнанию эти люди прилепили нашему бизнесу «взяточный ореол».
Китай — самый большой в мире рынок потребления. Доход на семью от 4 до 10 тыс. долларов в месяц имеют 316 миллионов человек. Китайский рынок с сотнями миллионов потребителей давно будоражит умы производителей всего мира, в том числе и российских. Лишь немногим иностранным компаниям удается экспортировать свою продукцию в КНР независимо от воли китайских посредников. «Всемирная фабрика товаров» держит ситуацию так, чтобы выгода от ввоза в страну иностранной продукции доставалась национальным торговцам. Можно сказать, что рынок Китая — это не рынок продавца или покупателя, а рынок китайского торговца-посредника.
К 2050 году, как обещает китайское правительство, средним классом будет половина населения Поднебесной. Наилучший этап развития во взаимоотношениях России и Китая уже наступил. Две страны могут перекроить инновационную карту мира и с помощью совместных прорывных разработок создать экономику будущего.
Петр МАЗУР