Ключи от рынка
logo

Темы номера

Ключи от рынка

Бизнес Хабаровска задался целью подарить городу окрыляющий бренд.

Сегодня это не просто мечта, а жизненная необходимость. Высочайший знак доверия нужен нашим производителям в пути на внутренние и внешние рынки. Образ просится в сознание потребителя.

Первым делом инвестиции

Как отметил выступивший с информацией заместитель председателя городского совета по предпринимательству, директор ООО «Рапид» Владимир Бакуменко, бизнес определился в свойственной ему манере: первым делом инвестиции и благоприятный климат для развития предпринимательства. Все, что двигает к этой цели, следует переплавить в бренд. А нарядность, привлекательность — потом. «Как сказать…» — не все участники заседания городского совета по предпринимательству согласились, и буквально через несколько дней дискуссия уже вышла из зала на городской простор.

Кстати

За последние три года хабаровские предприятия стали обладателями почти 40 золотых и серебряных медалей международных выставок благодаря высочайшим природным качествам продуктов. Это редкий дар дальневосточной природы, позволяющий нам претендовать на бренд.

Предприниматель Игорь Фатеев поведал характерную историю. В одном из небольших европейских городов их делегацию повезли к главной достопримечательности. На зеленой лужайке под негромкую мелодию тикали цветочные часы. Автобусы с туристами прибывали один за другим. А напротив лужайки стояло небольшое здание из стекла и бетона, где по традиции скреплялись подписями все жизненно важные для города бизнес-контракты. По словам гида, достопримечательность привлекает массу туристов. А бизнесмены настолько зауважали город, что превратили его в один из центров развития легкой промышленности. Нам бы научиться использовать свои хабаровские достопримечательности.

Прав собеседник, мир соревнуется в оригинальности брендов и символов, а на самом деле идет борьба за ресурсы, за туристическое превосходство, лидерство на рынках. Здесь Хабаровск может войти в историю под флагом первой в стране территории социально-экономического развития. По сути, это второе движение на Восток, но на новой, качественной основе. Земля в количестве гектара на человека приобретает силу, а параллельно делается упор на создание современных наукоемких предприятий. Это новые подходы, новое качество жизни.

По выражению президента Дальневосточной торгово-промышленной палаты Игоря Вострикова, хабаровский бренд надо выращивать, как дерево. Специалист такого уровня знает, что говорит. Торгово-промышленная палата близка к созданию, продвижению товарных знаков и брендов. Можно довольствоваться придуманным брендом, а товар не пойдет. Ему нужна не просто обертка, фантик, а преимущество, закрепленное жизнью, к которому ляжет душа.

Начальник управления по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Евгений Демин считает, что Хабаровск — это город фантастических идей. Здесь разыгралась и привлекла многие страны ледовая фантазия, родились команды острых на язык кавээнщиков, бьет родник творчества создателей роботов, правят бал молодость и красота.

Люби символ смолоду

Но не все так безоблачно. Строить настоящий работающий бренд надо с корней, охлаждает пыл доктор педагогических наук Нина Поличка. Бренд трудно назвать таковым, если он не вызревает в детской душе и не влияет на восстановление поредевшей демографической просеки. Путь лежит через возрождение школьной профориентации.

Дальневосточный научный центр местного самоуправления под руководством Нины Петровны сделал полный анализ причин отъезда из края молодежи и назвал главные: отсутствие перспектив и невозможность трудоустройства. Выбор школьников и их родителей проходит в информационном вакууме, без ориентации на перспективы социально-экономического развития региона и муниципального образования, в котором живут. В итоге более 90 процентов выпускников городских школ делают выбор в пользу модных профессий. Высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на сомнительный спрос и выпускает специалистов, заведомо обреченных на безработицу. Неустроенная молодежь покидает Дальний Восток, за детьми едут родители. Нужен символ, как магнитом притягивающий ребенка к родному городу. Начинать надо с этого.

Научный центр не просто анализирует ситуацию, а предлагает дело. Остановить или как минимум уменьшить отток молодежи с Дальнего Востока позволит новый механизм профориентации в образовательных организациях. Система стыкует осознанный выбор будущей профессии с учетом потребностей населения и перспектив территории.

Вкус не знает границ

Бренд — это желание осчастливить потребителей исключительным качеством товара. Его можно продвигать, пропагандировать, формировать самостоятельную целевую программу, им можно управлять, но нельзя создать искусственно. Интересную параллель провел в этом отношении председатель городской думы Сергей Савков: мол, если картофель выращен на полях района имени Лазо, в городе его всегда раскупают. Дело в том, что группа наших депутатов побывала у земледельцев с целью помочь наладить бесперебойные поставки свежей продукции горожанам. Вкусный лазовский картофель оказался хорошим брендом.

Если говорить о природных вкусовых качествах хабаровской продукции, город может стать конкурентоспособным. За три года наши предприятия пищевой промышленности стали обладателями почти 40 золотых и серебряных медалей международных выставок. А побеждают земляки благодаря не только мастерству, но и высочайшим природным качествам Дальнего Востока. После конкурсов десятки компаний просят наладить поставки продукции. Чистота таежного сырья завидная, количество тоже.

Стоит в полной мере возродить потребкооперацию, и продукция пойдет валом. По словам специалистов, один Нанайский район способен обеспечить край березовым соком, папоротником, черемшой, ягодами и грибами. А если возьмутся 2—3 таежных района и поставят дикоросы на переработку хабаровским производителям, зарубежный рынок вряд ли устоит перед соблазном получить отменную, экологически чистую продукцию. Это может быть объединенный бренд хабаровских производителей, соединивший лучшие качества продуктов с чистотой дальневосточной природы. От такого цельного образа может взять разбег вся городская экономика.

Кстати

Бизнес приглашает горожан поразмыслить над слагаемыми бренда нашего города, внести предложения, найти душевные точки будущего символа. Наш адрес vesti@khab-vesti.ru.


Петр МАЗУР

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)