Темы номера
Выставка «Красавец мужчина. Русский модник XVIII века» открылась в Хабаровском музее им. Гродекова. Более 200 предметов из фондов московского Государственного исторического музея впервые представлены широкой публике.
— У разных эпох существует свое понимание красоты, идеала, — рассказывает автор и куратор выставки старший научный сотрудник исторического музея Наталья Виноградова. — Важно моду расценивать с точки зрения той историко-культурной ситуации, в которой она развивалась. И нельзя о ней судить с позиции нашего времени. На мой взгляд, XVIII век — самый яркий и интересный в истории мужской русской моды.
Ох уж эти ножки!
В XVIII веке идеал мужской фигуры был прямо противоположным современному. Тоже треугольник, только все наоборот: узкие плечи, расширяющееся к центру тело и очень стройные, но мускулистые ноги. Именно они в то время считались совершенными и привлекательными, в отличие от женских.
Эту дарованную природой красоту всячески подчеркивали. Носили кюлоты (короткие штаны с застежкой под коленом) и белые обтягивающие чулки. Завершали это великолепие башмаки непременно из черной кожи, украшенные пряжками. Этот аксессуар также был призван акцентировать внимание на ногах, поэтому пряжки изготавливали из дорогих металлов, они сверкали алмазной гранью или драгоценными камнями.
Императрица Екатерина Вторая в своих «Записках» вспоминала, что при дворе Елизаветы Петровны были очень популярны «куртаги* навыворот», когда кавалеры одевались в женское платье и наоборот. Дамы очень страдали, поскольку все они «ужасно выглядят в мужских платьях, но особенно некрасивыми кажутся ноги». Единственная, кому шли эти наряды, была сама Елизавета, «потому что ее нога была столь же прекрасна, как мужская».
Шпага, лорнет и помада
— Мода XVIII века указывала на высокое происхождение человека, — объясняет Наталья Виноградова. — Ведь только аристократы могли себе позволить дорогие украшения, предметы роскоши. И для той эпохи это важно было подчеркивать.
Экспонаты выставки — кольца, табакерки, пряжки, пуговицы, зрительные трубки, мушечницы, шкатулки, часы, трости, парадные шпаги и прочие аксессуары мужской моды — взяты из коллекции известного купца и мецената Петра Щукина. Изготовлены они были российскими и европейскими мастерами.
Один из главных предметов, составляющих образ мужчины, — перстень. Богатые месторождения алмазов в то время еще не были найдены, так что аристократы обходились другими драгоценными и не очень камнями, которые стоили тоже недешево. Обязательный элемент в наряде модника — шатлен. Это украшение в виде цепи, которую носили на поясе и крепили к ней ключи, часы, печати, ароматники — флакончики с духами. Напомаженный и припудренный парик — абсолютно мужской аксессуар, дамы в то время его не носили.
Самые щегольские элементы в наряде красавца-мужчины — зрительная трубка и лорнет. С их помощью флиртовали или эпатировали кого-нибудь. Табакерка также была необходимым предметом для аристократических игр: в них передавали записки прекрасным дамам, предлагая щепотку нюхательного табаку, и получали ответ.
Последняя часть выставки посвящена современным мужским коллекциям модных домов Gucci, Dolce & Gabbana, Yamamoto, Moschino. Вещи, созданные в XVIII веке, стали источником вдохновения для известных дизайнеров и получили новую жизнь. Увидеть этот источник можно на выставке «Красавец мужчина. Русский модник XVIII века», которая продлится до 24 февраля.
Екатерина СПЕРАНСКАЯ, фото автора
*Куртаг – приемный день при дворе.