Темы номера
Марию Маслову называют одной из самых титулованных молодых бизнес-леди. Только за прошлый год она успела стать лучшим предпринимателем города и края, получить национальную премию «Бизнес-успех» и войти со своими услугами в список «100 лучших товаров России».
— Пишете на социальные темы? Это мне очень близко, я ведь социальный педагог по профессии, — знакомясь, она широко улыбается. — Мне кажется, что это и на выбор своего дела повлияло, и на наши благотворительные программы — понимание того, что многим хуже, чем тебе, и лучше делать что-то нужное.
Супруги Евгений и Мария Масловы владеют сетью прачечных «Стирай-город». Первую открыли в конце 2013 года. Сейчас их уже четыре.
Чтобы усилиться
— Мы с мужем оба бизнес-тренеры — учим людей общаться с конкурентами, партнерами, сотрудниками, все это знаем в теории, — рассказывает Мария. — Вот и захотелось самим на практике прожить все эти этапы.
— Наверное, вы сталкивались с общественным предубеждением: мол, зарабатывают деньги на том, чего сами не умеют…
— Сталкивались. Но у нас была цель не кому-то что-то доказать, а усилить себя, стать дороже. Сразу повышается, во-первых, уровень знаний, а во-вторых — уровень доверия аудитории. Потому что когда перед ней стоит тренер, который развивает собственное дело в реальности, отношение уже совсем другое. К тому же как раз случился декрет, но мы оба понимали, что долго на одном месте сидеть не смогу. В итоге Женя продолжил тренерскую карьеру, а я полностью ушла в наши прачечные.
— Но по всему, что я слышала об этом бизнесе, выходит, что он не очень-то рентабельный.
— Да, вы правы. У него свои плюсы: стабильность, долгосрочность. Но он не высокодоходный, это точно. Когда мы закупали оборудование в Москве, нам дали пример бизнес-плана с окупаемостью за три года. Рассчитывали справиться быстрее, но тут грянул кризис. Так что первый год мы только вкладывали средства и окупились примерно по бизнес-плану. А первый телесюжет журналисты вообще снимали о нас с посылом: «Открылись в кризис: выживут или нет?» Тем приятнее было, когда на вручении премии «Бизнес-успех» ведущий вспомнил это видео и отметил, что мы многого добились.
— Вот, кстати, многие ваши коллеги как раз закрылись. А вы не просто остались на рынке, но и развиваетесь. Как это получается?
— Думаю, дело в упорстве и в том, что мы в это дело верим. Мы, например, ездим на той же машине, что и в 2013 году, потому что прибыль направляли на новые точки. И, конечно, огромное спасибо нашим клиентам. Около 40 процентов нашей базы — это люди, которые просто прочитали положительные отзывы в Интернете. Еще 40 — постоянные клиенты и те, кто приходит по рекомендациям знакомых. И только 20 процентов приходится на все остальное.
Олю хочется
В основе такого успеха, по словам Марии, лежит несколько факторов: открытость, доступные цены и человечность.
— У нас все происходит открыто: любой посетитель видит машинку, которая будет стирать, помещение, в котором она находится, администратора, который будет загружать белье (хотя по желанию это можно делать и самим), — перечисляет она. — Они понимают, что машинка новая, помещение чистое, у персонала есть санитарные книжки. Кроме того, мы установили камеры и можем разрешить любую неоднозначную ситуацию, просто пересмотрев запись.
— А что конкретно вы имеете в виду под человечностью?
— Прежде всего внимательность и доброжелательность сотрудников. У нас не самое дорогое оборудование, зато у нас есть клиенты, которые от такого ушли и теперь носят свои рубашки за 10 тысяч к нам, потому что у нас лучше отношение, и им это важно. Были случаи, когда на собеседование приходили суперпрофессиональные технологи, а мы отказывали, потому что они не умеют общаться.
— По каким критериям можно оценить успешность администраторов?
— Их кормят! Я сейчас не шучу. Многие наши посетители носят им домашние пирожки или другие вкусности. Это очень ясное выражение признательности. Еще они становятся любимчиками. Звонит, к примеру, клиент и спрашивает: «Сегодня Оля работает? Не Оля? Тогда я завтра приду». Казалось бы, какая разница? Стирает-то все равно машинка. Но нет. Хочется видеть Олю.
— Как в «Стирай-городе» встречали Новый год?
— Оформили все наши точки в фирменных бело-голубых тонах. Ну и, конечно, устроили собрание в кафе — мы так делаем не только по праздникам. Это наша традиция, и она очень всем нравится.
Кстати
«Стирай-город» сотрудничает с организацией «Чужих детей не бывает». С 1 по 5 число каждого месяца к ним можно принести детскую и взрослую одежду, которую передадут в кризисный центр «Время перемен».
Дарья УЛАНОВА