Темы номера
Различные источники постоянно пытаются убедить россиян в том, что в «этой стране» все плохо, что каждый следующий год заводит государство в еще больший тупик. Что гордиться нам нечем и вообще у России исторически нет ничего своего. И в подтверждение приводят всякие цифры и предлагают посмотреть, чем заполнены прилавки магазинов.
Хотя про прилавки в последнее время говорят все реже, поскольку импорт стремительно вытесняется отечественной продукцией. Однако мы не смотрим на мир сквозь розовые очки и далеки от мысли утверждать, что все без исключения у нас хорошо и замечательно. Понимаем, что есть множество провальных тем, знаем о трудностях. Но если взлететь повыше и с высоты птичьего полета взглянуть, что делается в нашей большой России, можно легко найти, чем погордиться, забыв на время о невзгодах.
Потоки хлынули назад
А для начала посмотрим, что происходит в отрасли, которую с 1990-х называли черной дырой России. Да-да, мы про сельское хозяйство, которое сегодня опережает в развитии все прочие отрасли нашей страны.
Согласно стереотипам, Россию издавна называли бензоколонкой. Несколько лет назад стали говорить, что мы еще и оружейная лавка. А на самом деле сегодня наша страна экспортирует продуктов сельского хозяйства больше, чем оружия.
В 2018 году Россия вновь удивила мир, побив рекорд поставок пшеницы за границу: 42 млн тонн. Ни одна страна не имела подобных показателей последние 30 лет. Так что если раньше мы снабжали полмира теплом и энергией, то теперь можем утверждать, что еще и кормим.
Как же произошло это волшебство?
Давайте вспомним 1990-е годы. Рушилось все, созданное десятилетиями, рвались налаженные связи, прекратились поставки, с продовольствием катастрофа.
Как выкрутились, почему не вымерли от голода? За счет налаживания связей с заграничными соседями!
На наши прилавки хлынул импорт. Понимая пагубность этого процесса, в 2005 году государство стало вкладывать деньги в сельское хозяйство. Только выхлопа видно не было. Заграница не хотела терять столь обширный рынок и хорошо подкармливала тех, кто руководил товарными потоками в нашей стране. Мощное внутреннее лобби и сегодня бы давило отечественных производителей, но в 2014-м грянули санкции. За четыре года импортозамещение стало реальностью. То, что нарабатывалось и не находило выхода, наконец выстрелило.
Кто к нам с мечом придет…
Говоря о достижениях страны, нельзя забывать о самом главном — о ее защите.
В марте 2018 года историческая речь Владимира Путина ошеломила западный мир. Неожиданная для всех презентация новых систем вооружения привела в шок наших геополитических соперников, да так, что они, выйдя из ступора, замахали руками: мол, все это только слова, не может такого быть! А мы тем временем всей страной придумывали имена новому оружию.
Год 2018-й закончился. В декабре аналитическое китайское издание «Хайцзян» писало: «Москва незаметно для всех вновь оставила Вашингтон у разбитого корыта. Новые вооружения России опять потрясли западный мир».
Министр обороны Сергей Шойгу доложил: «Российская армия в 2018 году показала беспрецедентный уровень оснащенности современным вооружением, которого нет ни у одной армии мира».
И если мощный ракетный комплекс «Сармат» поступит в войска к 2020-му, а «Авангард» в ближайшие месяцы, то гиперзвуковая система «Кинжал» и чудо-лазер «Пересвет» уже несут боевую вахту. А подводный беспилотник «Посейдон» наверняка затаился где-нибудь на дне у берегов заклятых партнеров.
Пазлы общей картины
Спросите любого россиянина: какие события года стали для страны самыми значимыми? Наверняка получите ответ: чемпионат мира по футболу и открытие движения по Крымскому мосту.
Крымский мост — стройка века. Самый длинный в стране, 19 км. Про него столько писали, что порой создавалось впечатление, что вся Россия сконцентрировалась на его строительстве и этим и ограничилась.
А вы знаете, сколько на самом деле мостов появилось в 2018 году? Более сорока! Они не такие огромные, но их надобность не меньше для территорий, где их построили.
Автомобильный через реку Десну (протяженность мостового перехода — 1 817 м), реку Которосль в Ярославле, Сайму в Ханты-Мансийском автономном округе, Волгу в Дубне (почти 2 км), через Москву-реку, железнодорожный через реку Большая Пера в Амурской области, вантовый через Малую Неву и так далее. В число этих сорока объектов не входят путепроводы и многоуровневые развязки, хотя по масштабам финансирования и трудовым затратам они часто не уступают крупным мостам и даже превосходят.
Но и этим страна не ограничивается. Более пятидесяти строек века, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей, реализуется сегодня. В момент, когда вы об этом читаете, сотни тысяч наших соотечественников как пазлы собирают общую картину экономики России.
Нитка для Хабаровска
Конечно, не откажемся мы от добычи нефти, хотя, как вы понимаете, с «иглы» давно слезли.
В Туапсе идет реконструкция нефтеперерабатывающего завода, он уже стал крупнейшим в Европе. В Тобольске близится к завершению строительство комплекса «Запсибнефтехим» — одного из крупнейших в Евразии предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья.
А как не упомянуть о газопроводах «Сила Сибири», «Северный поток — 2», «Турецкий поток», о заводе Ямал СПГ по сжижению природного газа. Но пристальней всего жители краевой столицы следят за второй очередью газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Там готовится к строительству участок протяженностью примерно 345 км от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска. Уже в 2019 году его планируют ввести в эксплуатацию.
Трудно переоценить важность этого газопровода для нашего города, где еще не все, кто в этом нуждается, получили голубое топливо. Хотя работа в этом направлении идет.
— В 2018 году в рамках муниципальной программы началась газификация частных домов в пределах улиц Нагорной, Южной, переулка Нагорного, микрорайона Пятая площадка в пределах улиц Гастелло и Сунгарийской, — сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Мы знаем потребности города. Владельцы частных домовладений подают заявки на присоединение к сетям газораспределительной организации, новые адреса включаются в перспективный план.
Район как город
Нашей стране не грозит энергетический кризис. Но нам нужно не просто жить, а двигаться вперед. Поэтому сегодня идет комплексное развитие нижнего Приангарья, строятся Балтийская АЭС, Курская АЭС. Обе они будут введены в эксплуатацию в 2020 году и станут экспортерами электроэнергии.
По территории России пройдет автомобильная магистраль «Меридиан», которая начнется в Шанхае и дотянется до Гамбурга. Трансевразийская платная автомобильная дорога включает в себя несколько наших городов, строительство оренбургского участка начато в марте 2018-го.
Продолжается реконструкция БАМа и Транссиба.
Порт Усть-Луга, который помаленьку начал шевелиться в 2001 году, сегодня обрабатывает около 100 млн тонн грузов в год, а к 2025 году обещает увеличить этот показатель почти вдвое.
Успешно действует крупнейшая в России особая экономическая зона «Елабуга», сегодня там работают 15 заводов, к 2020 году «Елабуга» планирует достичь объема инвестиций в 378 млрд руб.
Стоило бы подробней рассказать о районе «Академический» в Екатеринбурге. Это крупнейший в Европе строительный проект. Представьте территорию, на которой располагается вся современная инфраструктура и множество удобных многоквартирных домов. Огромный новый район, где будет жить 325 тысяч человек.
Наверное, мы утомили вас цифрами. Перечислять новые стройки, проекты, реконструкции можно долго, и это радует.
Отдыхать будем дома
Благодаря мундиалю-2018 имидж России в глазах простых людей всего мира кардинально поменялся. К нам едут гости, да и сограждане все чаще желают отдыхать в своей стране. Давно идет речь о развитии туризма. И вот — пожалуйста. Помимо известных курортных зон скоро появится туристический кластер на Северном Кавказе — всесезонный горнолыжный, бальнеологический, пляжный курорты, центры этно- и экотуризма. А на берегу Каспийского моря строится курортный город-спутник Махачкалы.
Для удобства передвижения — глобальная спутниковая навигационная система (ГЛОНАСС). Она предоставляется по всему миру бесплатно и без ограничений. Развитие системы завершится в 2020 году.
О новых технологиях, чудо-материалах, которые изобрели наши ученые, прорывах в области медицины и фармакологии читайте в следующих выпусках «Хабаровских вестей».
Кстати
Высокими темпами растет экспорт кондитерских изделий. Знаменитые марки шоколада и конфет — «Аленка», «Бабаевский», «Коровка» — закупают 45 стран. Особенно нравятся наши сладости азиатам.
Подготовила Елена ТИХОНОВА