Темы номера
Каждый день хабаровчанка Нина Михайловна ходит на работу вдоль городских прудов. И обязательно останавливается возле скульптуры старухи Шапокляк. К мультяшной вредной бабусе она совершенно равнодушна. А вот к ее крысе Лариске, стоящей рядом на задних лапках и с любопытством глядящей глазами-бусинками на прохожих, испытывает самые теплые чувства.
— Она такая милая и добрая. И очень щедрая, — рассказывает Нина Михайловна. — Я каждый день глажу ее по носу, говорю ей ласковые слова и прошу исполнить какое-нибудь желание. И она помогает! Посмотрите, как у нее нос блестит — это потому, что не я одна ее прошу о чем-то и глажу.
За границей Нина Михайловна была всего один раз, в китайском Даляне. Город запомнился парками и скульптурами, которые встречаются там через каждые сто метров.
— Необычные, интересные, смешные и какие-то философские, что ли. Я люблю Хабаровск, и мне хочется, чтобы и у нас было что-то подобное. Это то, что каждый день создает настроение, делает добрее и спокойнее. Это для души.
Среда притяжения
В конце прошлого года администрацией Хабаровска впервые был объявлен конкурс «Городская скульптура». Для чего это нужно, когда жители жалуются на банальную нехватку скамеек и урн на улицах, необустроенность остановок, отсутствие нормальных тротуаров во дворах и ливневок на улицах?
— С помощью скульптуры создается настроение, та самая городская среда, которая дарит положительные эмоции, — считает главный художник города Сергей Пеньков. — Конечно, комфорт и удобство необходимы. Но культурную и духовную составляющие никто не отменял, без этого невозможно двигаться дальше, существовать. Что касается меня, я лучше пройдусь не по асфальту, а по пошаговой дорожке, созданной талантливым архитектором. И получу намного больше удовольствия.
Единомышленников у главного художника города оказалось немало. В конкурсе свои силы попробовали и маститые скульпторы, и талантливые студенты. По его оценке, больше половины представленных работ можно смело использовать для создания особой среды, которая сделает Хабаровск неповторимым и притягательным.
Старик и море
Роман Борисов получил в конкурсе первое место за композицию «На Амуре». Глядя на нее, вспоминаешь повесть Хемингуэя: вооруженный острогой рыбак в лодке-оморочке пытается справиться с сильной и рвущейся на свободу рыбой. Но для автора эта история почти личная.
— В детстве дед рассказывал мне, как он плавал по Амуру на лодке и несколько раз пытался поймать огромную калугу. Безуспешно: она каждый раз рвала сети и переворачивала его вместе с лодкой. Так дед ее и не поймал. Вот такая история вечной борьбы человека с природой, когда неизвестно, кто победит.
Городской скульптуры — такой, какой ее видит Роман, — в Хабаровске, по его мнению, не существует. Она должна быть достопримечательностью, создавать особую атмосферу и отвлекать людей от повседневных забот, чтобы каждому хотелось к ней прикоснуться и улыбнуться. Или задуматься о чем-то очень важном, что мы не успеваем сделать в каждодневной суете. Только скульптура обязательно должна нравиться жителям города.
— Сейчас очень распространено, особенно среди молодых художников и скульпторов-любителей из серии «я — художник, я так вижу», создавать что-то эдакое и «украшать» своими творениями города. А если человек при этом еще достаточно обеспеченный, может позволить финансирование себя самого, начинается пропихивание псевдоискусства. Это проблема не только в нашей стране, упадок культуры и подмена ценностей происходят во всем мире. Городская скульптура создается для людей, чтобы они смотрели, радовались, да просто хотели побывать в этом месте снова. Она должна быть понятна и притягательна и для взрослого, и для ребенка.
— Нужно ли нравиться всем? Я думаю, что в искусстве, в творчестве не надо стремиться к этому. Никогда такого не будет, — считает Сергей Пеньков. — Важно, чтобы эти вещи в принципе появлялись. Потому что если их вообще нет, то и нечему нравиться, не в чем совершенствоваться. Мы так и будем стоять на месте.
Свой колорит
По мнению организаторов конкурса, потенциал у хабаровских скульпторов огромный. Участие в нем приняли как опытные мастера, так и молодежь. И среди победителей есть и те, и другие.
Архитектор Владимир Хахаев, член Союза художников России, автор памятника «Черный тюльпан» в Хабаровске и проекта монумента защитникам Комсомольска-на-Амуре от наводнения «Люди, оттолкнувшие волны», занял в конкурсе второе место. Его работа «Дед Матвей» — белоснежный парус с силуэтом человека в узнаваемой шляпе — посвящена автору неофициального гимна города «Вдоль Амура белым парусом».
— Я помню, когда только приехал в Хабаровск, познакомился с Матвеем Журавлевым, — рассказывает Владимир Борисович. — Вернее, услышал его. Тогда были такие неформальные встречи на скамеечках — с гитарой, песнями. Он как-то всегда был рядом, как неотъемлемая часть жизни города, его все знали, здоровались на улицах. Его любили все. А не так давно с удивлением узнал, что теперь молодежь собирается на свои тусовки на улице Якова Дьяченко возле гостиницы «Интурист», куда я часто хожу на пленэры. И называют они это местечко «Площадью Журавлева». Мне захотелось увековечить память о любимом хабаровчанами человеке, которого знают и помнят не только его ровесники.
— Самый главный стимул для творческого человека — воплотить свою идею, дать ей жизнь. Мне хотелось бы, чтобы работы-победители были реализованы, — рассказывает Сергей Пеньков. — Я уверен, что нам это удастся. Надеюсь, что и меценаты увидят творения наших мастеров и присоединятся. И тогда Хабаровск действительно станет неповторимым, комфортным и интересным для всех.
Мукала, штык, жилетный пистолет
Новая экспозиция «Оружие XVIII—XIX веков» открылась в Музее истории Хабаровска.
Свою коллекцию старинных капсюльных и кремневых пистолетов в дар городу передал атаман Амурского казачества Виктор Крюков. Их обязательно брали с собой, отправляясь в путешествие, и в обиходе называли «дорожными», «каретными», «карманными», «жилетными» и даже «дамскими». Последний эпитет капсюльный пистолет приобрел благодаря своему изящному размеру и тому, что женщины в XIX веке легко с ним справлялись и постоянно носили с собой на всякий непредвиденный случай. Миниатюрное оружие, которое легко было спрятать в сумочке или одежде, было довольно эффективным. Как раз одним из подобных пистолетов был убит 16-й президент США Авраам Линкольн на спектакле в театре Форда.
— Большая часть предметов была произведена в Бельгии и Германии, — рассказывает научный сотрудник музея Александр Соболев. — Многие зажиточные хабаровчане в XIX веке приобретали пистолеты для самообороны. Это характерные вещи для той эпохи, своего рода образ времени. Изюминка коллекции — кремневый пистолет XVIII века, изготовленный в Османской империи, украшенный кораллами. И скоро в экспозиции появится кремневое африканское ружье мукала. Уж не знаю, откуда оно появилось у казаков, видимо, это их трофей.
Часть экспозиции занимает холодное оружие — предметы вооружения XIX века, характерные для европейских стран, в том числе Франции и Германии. Их музей приобрел в антикварных магазинах. Это штык к винтовке Гра, изогнутые штыки ятаганного типа (турецкое влияние), игольчатый штык, длинный штык-нож, чтобы пехотинец мог поразить всадника.
— Такой коллекции нет ни в одном музее города, да и вообще на Дальнем Востоке вы их не увидите, — считает Александр Соболев. — Мы решили, что эта экспозиция должна стать постоянной и открытой, она еще будет пополняться. Коллекция собиралась, долго хранилась в наших фондах. Но нам хочется, чтобы хабаровчане это увидели.
Шоу-лица краевой столицы
2 февраля. Концерт Дальневосточного симфонического оркестра. Хабаровская краевая филармония
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского исполнит молодой талантливый пианист Андрей Гугнин, которого критики назвали «застенчивым юношей с железным характером и солнечной улыбкой». В программе также симфония № 1 известного финского композитора Я. Сибелиуса. Дирижер — музыкант греческого происхождения, лауреат престижных конкурсов Димитрис Ботинис (г. Москва).
6 февраля. Валерия. Краевой музыкальный театр
Обладательница 13 премий «Золотой граммофон» и диапазона голоса в две с половиной октавы представит зрителям шоу «К Солнцу». На Дальний Восток Валерия везет масштабные и стильные декорации, 3D-эффекты и потрясающие костюмы. Поклонники талантливой певицы зарядятся ее неиссякаемой энергией. В концерте прозвучат новые песни и любимые хиты прошлых лет.
9 февраля. ВИА «Поющие гитары». ДК Профсоюзов
Знаменитый в 70-е годы ансамбль выступит с программой «Нет тебя прекрасней». И, конечно, исполнит свои незабываемые хиты «Синий иней» и «Песенку велосипедистов». Один из первых в истории отечественной популярной музыки коллектив не только дал в свое время название такому жанру эстрады, как ВИА, но и послужил образцом для многочисленных исследователей и подражателей.
22 февраля. Концерт ДВАСО «Зимние грезы». Хабаровская краевая филармония
Впервые в Хабаровске прозвучит симфония «Иванова ночь на Лысой горе» М. Мусоргского в авторской редакции. В программе также концерт № 1 для скрипки с оркестром Д. Шостаковича и симфония № 1 «Зимние грезы» П. Чайковского. Сольную партию исполнит Сергей Догадин (г. Москва). Молодой музыкант-виртуоз неоднократно был удостоен чести играть на скрипках Н. Паганини, И. Штрауса, а также на инструменте итальянского мастера Д. Монтаньяна.
26 февраля. Концерт «Органная вселенная». Хабаровская краевая филармония
Поклонникам музыки не особо известно имя композитора Жозефа Жонгена, и вряд ли приходилось слышать сочинения Александра Скрябина в рамках органного концерта. Солист — титулярный органист церкви Св. Мартина в Гронингене Эрвин Вирсинга (Нидерланды), профессор высшей музыкальной школы Берлина — познакомит с произведениями, а также исполнит органную музыку И. Баха, Г. Бема, Ф. Мендельсона.
Подготовила Екатерина СПЕРАНСКАЯ, фото автора и из архива