Роль веника в русской классике
logo

Темы номера

Роль веника в русской классике

 Обычно, когда приходишь в Дальневосточный художественный музей, ожидаешь увидеть не это. Совсем.

Кучи белой бумаги, изрезанной в полоски, а сверху — жестяные коробки из-под сладостей. Сплющенные ведра на деревянных вилах. Трехголовые лохматые персонажи, похожие на огромные мочалки. Все нормально, вы на новой выставке, посвященной Году театра.

— Давно театр не приходил к нам в музей, да еще так основательно, — улыбается руководитель пресс-службы Татьяна Манухина, проводя экскурсию. — Мы очень рады такому эксперименту. Сначала, правда, хотели просто выставить работы из наших фондов. Но потом решили поговорить с двумя нашими ведущими театральными художниками, Андреем Теном и Павлом Оглуздиным, и придумать что-то интересное. И когда нам предложили принести в выставочный зал сцену, мы, конечно, сразу же согласились!

Так что на открытии гостей встретили реальные подмостки в натуральную величину. Пришлось потесниться.

Клетчатый шедевр

Они и сейчас на месте — возвышаются в центре зала. Над полированными досками — ситцевые башни: Эйфелева — в сердечко, Пизанская — в горох, Биг-Бен — в клеточку. Посредине, видимо, собор Саграда Фамилия, что в Барселоне: четыре узнаваемые иглы со звездами вверху.

— А это наверняка что-то русское: красное, да еще и в белую звезду, — говорит Татьяна, указывая направо. — Может, одна из башен Кремля? Или даже Останкино?

А почему бы и не Останкино, в самом деле? Ведь цель этой тканевой архитектуры — «осовременить» пространство спектакля «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» по знаменитому сказу «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Трехголовые герои-мочалки тоже из спектакля, как и мрачноватые черные холсты на задней стене. Это, между прочим, костюмы и их эскизы.

— Красиво, но легко кого-нибудь и напугать, — вырвалось у меня. — Мы-то привыкли видеть небольшие рисунки на бумажных листках.

— Зато все в натуральную величину и можно сразу сделать замеры, — объясняет мой экскурсовод. — Павел Оглуздин, кстати, рассказал, зачем здесь столько голов. Оказывается, по замыслу один актер должен был играть нескольких персонажей. Вот они такие и получились.

Жестянка, запевай!

Художники, между прочим, показали зрителям то, что в стенах их родных театров так просто не увидишь. Так, спектакль «Поди туда — не знаю куда…» пока на паузе, и познакомиться с ним можно только в музее. Как и с героями постановки «Гоголь. Трилогия» — она только готовится к выходу в краевом театре кукол. Бумажные кучи, ведра и банки — это все оттуда.

— Не просто банки — это хор! Видите механизм? — Татьяна показывает заднюю часть конструкции. — Будут открывать свои крышки и петь колядки. Ведра на деревянных вилах ­— тоже персонажи: их актеры будут держать в руках.

Великолепие еще то: и веник с усами, и тарелка с глазами, и черт, у которого вместо носа розетка, а вместо глаз — два портативных вентилятора. Это они будут играть «Ночь перед Рождеством», «Сорочинскую ярмарку» и «Майскую ночь, или Утопленницу». И лишь охватив картину в целом, понимаешь, что наблюдаешь не только отличную попытку избежать приевшихся фольклорных образов, но и эволюцию самого автора: с годами фактуры стали проще, а образы — сложнее.

Зачем объекту петли

На фоне этого буйства характерная лаконичная графика Андрея Тена, оттененная несколькими арт-объектами, выглядит весьма скромно. И только подойдя ближе, видишь, что самые большие работы — это и не графика вовсе, а экспериментальная роспись акрилом по кускам металлопластика. Так художник решил показать важность самого материала для декораций и реквизита: в театре очень важно, чтобы он был легким, пластичным и многофункциональным.

Металлопластиком Андрей Михайлович явно остался доволен: «Фигуры в белом» и «Фигуры в черном», выглядят очень современно и выразительно, да еще и двигаются (для крепления он использовал обычные дверные петли).

— В общем, мы, по сути, оказались внутри их творческого поиска, — заключает Татьяна Манухина. — Особенное любопытство эта выставка вызывает у детей: к нам уже приходили группы из лицея «Ступени» и детской художественной школы.  Рассказываем ребятам, как устроена сцена и закулисье, вместе пытаемся сделать эскизы костюмов или расставить актеров в пространстве. «Так это, оказывается, непросто», — говорят они потом. Зато интересно.

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)