Темы номера
«Я повернулась к пианино и закрыла глаза, представляя себя на необитаемом острове. И зря закрыла, потому что Арсений немедленно застучал по клавишам. Я нервно убрала все руки (включая свои) с черно-белой челюсти старушки и отправила певца к папе. Папа пришел и заказал «Мурку». Я злобно ответила, что классику играю только за деньги».
Это цитата из «Записок тапера» Ирины Батраченко. Те, кто знает ее как музыковеда и ведущую концертов краевой филармонии, таким строчкам могут и удивиться. Те же, кто любит ее литературную ипостась, про снайперский юмор в текстах (и в жизни) давно в курсе. Поэтому и любят.
А вообще она композитор-песенник, джазовый импровизатор, автор стихов и даже номинантка литературных премий. В общем, женщина-оркестр. Поэтому и решилась на сольный концерт — всего второй за 15 лет! Накопилось.
— Давайте начнем с начала. Каким был тот, первый?
— Он состоял только из моих песен. Даже не знаю, как я тогда осмелилась. Все проходило на сцене краевого театра драмы, прилетал из Европы трубач Александр Фишер, выступали наш ансамбль «Дальний Восток», много замечательных музыкантов и вокалистов. Я даже сама пела песню про свинью с пятаком на носу. В общем, все шло хорошо, театр был полон, ложи блистали. Тогда я еще не подозревала, что мне будет за это стыдно.
Но сейчас, через 15 лет, по ее словам, все по-другому.
Откуда этот соль-диез
Во-первых, концерт запланирован поэтический.
— Решила испытать зрителем свой новый поэтический сборник, — с улыбкой объясняет Ирина. — Концерт называется «По небу бабушки летели», а книгу я окрестила «Ну и сто!». Так что в двух отделениях прозвучат все сто стихотворений. Не переживайте, они короткие!
Во-вторых, теперь на афише строго указано «18+». А это значит, что саркастичная игра слов и социальный посыл никуда не делись и прозвучат со сцены.
— Да я прямо с них и начну! — смеется автор. — Именно для тех, кто меня не очень хорошо знает. Должны же люди понимать, что во мне есть.
В-третьих, музыка, конечно, тоже предусмотрена.
— Из Сеула прилетит моя любимая джазовая певица и подруга Тина Носуль, исполнит три моих блюза. Будут инструментальные произведения, не мои, но очень хорошие и популярные.
— А сюрпризы планируются?
— О да, и для меня тоже. Дело в том, что я очень люблю гобой. Поэтому и попросила концертмейстера Дальневосточного симфонического оркестра Юлию Коростылеву сыграть что-нибудь сольно, без других инструментов. Только чтоб очень грустное, этого требуют стихи. «О, ну тут нужно что-то современненькое», — ответила она. А что будет играть, так и не сказала.
Артистке Ирина полностью доверяет. Их знают в лицо, наверное, в каждом детском саду Хабаровска, столько раз они приезжали туда со своими симфоническими сказками. Тут друг друга начинаешь чувствовать без слов.
Впрочем, она и сама любит похулиганить: например, для бывшей ученицы, виолончелистки Екатерины Итуниной, придумала партию… из одной ноты.
— У меня есть такая строка: «Откуда взялся этот соль-диез?». Вот его и надо будет долго-долго тянуть.
— Она-то, наверное, свой номер видела не так…
— А вы думаете, это легко — так сыграть соль-диез? Вовсе нет. Я бы, например, без подготовки не смогла.
Когда нужен блям
Хотя вообще-то она, конечно, может. Взять хотя бы ее выступления на ретрокинопоказах «Немая пятница» в музейном комплексе «Амурский Утес». Билеты туда раскупаются на месяц вперед. Оно и понятно — там все по-честному: живой рояль, импровизация и, по выражению самой Ирины, мелкие пакости.
— Могу ввернуть тему из «Бригады» к сцене из старого фильма, когда мафия пытается отобрать у мирного жителя конный трамвай, а к погоне за Чарли Чаплиным — «Прорвемся, опера!». Люблю такие вещи, и зал тоже.
— А какая часть музыки, звучащей на «Немых пятницах», ваша?
— Вся! Могу вставить туда цитаты из других произведений — и только. Целыми играть их смысла все равно нет. Ну, кроме регтайма — это святое. Поэтому я никогда не готовлюсь к кинопоказам за инструментом. Смотрю фильм, чтобы настроиться, но все всегда спонтанно. Могу сделать блям, когда герой падает в лужу, а могу не сделать, если до этого уже уделила много внимания деталям. Как-то мы показывали «Золотую лихорадку» Чаплина четыре раза. И, поверьте, я не повторила ни одной музыкальной фразы.
Концерт Ирины Батраченко, которая не любит повторяться, состоится 28 февраля в Большом зале краевой филармонии. Начало в 18.30.
Дарья УЛАНОВА