Герои живут рядом с нами
logo

Темы номера

Герои живут рядом с нами

 Не самый престижный район города — частный сектор за остановкой «38 школа». Здесь живет большая и дружная семья Штиновых.

Над воротами подворья развевается флаг военно-воздушных сил. Это как напоминание о небольшом по времени периоде жизни, ставшем для Штиновых испытанием на прочность и верность. А соседи даже и не догадываются, что каждый день они встречают на своей улице настоящего героя. И это действительно так.

Покоривший небо

Детство Станислава Штинова прошло в Волочаевке. Как-то в начале 1980-х годов заехали зимой в их поселок японские кинодокументалисты, снимая фильм о своих соотечественниках, находившихся после войны здесь в плену. Из Комсомольска-на-Амуре прибыл паровоз с товарными вагонами. А три военных вертолета, снизившись на допустимую высоту, поднимали снег, имитируя метель и лютую стужу. Мальчишки, прибежавшие на станцию на гудок паровоза, стояли вдалеке и, разинув рот, во все глаза смотрели на происходящее. Был среди них и Станислав. Тогда или раньше, но парень буквально заболел вертолетами. И сразу после школы поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище. Четыре года пролетели как один день. Распределившись в Хабаровск, Штинов в 1987-м прибыл в распоряжение Дальневосточного военного округа. Меньше года он прослужил в составе 1-й воздушной армии, когда молодого лейтенанта по его личной просьбе направили в Афганистан.

Горячие точки

— Ты военный человек, и никаких отговорок быть не может, — рассуждает Станислав Борисович. — Полгода, проведенные там, остались в памяти на все последующее время. Было ли страшно? Да, не скрываю этого. Но, наверное, не столько за себя, сколько за товарищей. Порой  решение нужно было принимать мгновенно, от этого зависела не только твоя жизнь.

И таких ситуаций за время, проведенное в Афганистане, десятки. Вот только один эпизод, случившийся в конце 1988-го. При выполнении боевого задания, душманы сбили наш штурмовик Су-25. Летчик катапультировался и вскоре после приземления на небольшой гористый пятачок был окружен. На его спасение отправили вертолет, в составе экипажа которого находился и лейтенант Штинов. Под жесточайшим обстрелом машину удалось посадить и забрать пилота. За тот поступок Станислав Борисович получил первую медаль «За боевые заслуги».

Вторая командировка в горячую точку состоялась в 1996 году. Это была уже Чечня. За два с небольшим месяца Штинов совершил 256 боевых вылетов, перевез более 2 000 военнослужащих, 150 тонн груза, эвакуировал 350 раненых. Но самое сложно задание пришлось выполнять в последний июльский день 1996 года. Жара стояла такая, что, кажется, камни плавились под лучами солнца. Лететь предстояло в один из горных районов, откуда командир вертолета Ми-8, совершившего аварийную посадку на территории, занятой одним из бандформирований, успел передать сигнал SOS. На борту находилась еще и группа спецназа,  поэтому решение об их спасении  и экипажа приняли незамедлительно.

Майор Штинов на поисково-спасательной машине с группой техников немедленно вылетел на помощь. На подлете к нужной точке их обстреляли. Но Станислав Борисович посадил вертолет, забрал всех, а затем сопроводил подбитую машину на базу. Это боевое задание Штинов выполнил на «отлично». Подтверждение тому орден Мужества.

В МЧС тоже нужны летчики

Вернувшись из командировки, он стал летчиком-испытателем на 12-м авиационном ремонтном заводе. Одиннадцать лет отдано этому предприятию, испытаны сотни различных вертолетов, подготовлено более 20 пилотов-испытателей. Когда предприятия не стало, Станислав Борисович продолжил летать, но уже в авиации МЧС, где и трудится по сей день. В каких только районах он не побывал со своим экипажем за восемь лет! Это десятки спасательных операций по ликвидации последствий стихийных бедствий. К примеру, в 2011 году помог вывести из ледового плена в Охотском море плавбазу «Содружество» и сухогруз «Берег Надежды». В сложных метеоусловиях 25 раз вылетал на проводку ледоколов «Адмирал Макаров» и «Красин» к терпящим бедствие судам.

В августе 2015 года Станислав Борисович участвовал в операциях по спасению пассажиров столкнувшихся автобусов на автомобильной трассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре, а также пассажиров и членов экипажа вертолета Ми-8, потерпевшего катастрофу на Шантарских островах. В августе 2016 года улетел со своими коллегами в Приморье, когда там бушевал тайфун «Лайонрок». Хабаровский отряд МЧС первым пришел на помощь к людям из затопленных районов. На своем вертолете Штинов эвакуировал 130 пострадавших, доставил более семи тонн продовольствия и других гуманитарных грузов, постоянно выполнял облет населенных пунктов, попавших в зону подтопления. Его машина стала своеобразным воздушным штабом для полномочного представителя президента в ДФО, министра МЧС РФ и губернатора Приморья. По итогам профессиональной деятельности в 2016 году Ассоциация вертолетной индустрии страны признала Станислава Штинова лучшим летчиком государственной авиации России.

Елена ЧЕРНИКОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)