Темы номера
Капитан первого ранга в отставке Сергей Сапегин отдал флотской службе 26 лет и 9 месяцев.
Два года из них он провел на пограничной заставе «Айвадж» на реке Амударья, по которой проходила граница с Афганистаном. Пожалуй, это было самое непростое время, ведь шла война и конфликты в пограничной зоне случались почти каждый день.
Из воспоминаний Сергея Викторовича:
«Необычный случай произошел со мной на таможенном пункте пропуска «Нижний Пяндж» в январе 1989 года. В то время в Афганистан передавали гуманитарную помощь.
Меня назначили старшим по доставке груза на сопредельную сторону. Бригада выделила два катера с баржами-площадками грузоподъемностью 100—150 тонн каждая. Когда мы прибыли в Нижний Пяндж, продуктами питания, медикаментами, спортивной и резиновой обувью и другой гуманитаркой загружались четыре дня. Представитель той стороны принимал, пересчитывал все коробки, просматривал и прощупывал каждый пакет. Мне приходилось делать то же самое. В его накладных мы расписались вместе. На четвертый день, часов в 16 пошли на афганскую сторону. Там предстояло груз сдать тому афганцу, который его принимал вместе со мной у нас, на моих накладных он должен был расписаться и поставить красную овальную печать. Часа через два подошли к берегу, подали сходни, и представитель убыл в кишлак.
В это время произошло непредсказуемое. Деревенские жители налетели на нас, словно туча саранчи, растащив за пару часов все, что лежало на баржах. Сопровождающий не появился, и спросить было не у кого, где он. А возвращаться без красной печати в документах я не мог. Сход с борта был категорически запрещен. Да и где его искать и как общаться с местным населением?
Легли спасть. Ранним утром сходил в кишлак, но ничего не выяснил. Вернулся на катер. Сижу на якорном шпиле, горюю. Вдруг где-то около девяти утра гляжу — из кишлака идет мой афганец.
Как ни в чем ни бывало, поднялся на борт, достал печать и на коленке проштамповал все накладные, поставив свою подпись. Попрощались, он — в кишлак, мы — на КПП «Нижний Пяндж». До сих пор не понимаю цели своей миссии в приеме и сдаче груза. Для каких целей была разработана такая сложная и в то же время, пустая, на мой взгляд, схема отправки гуманитарной помощи.
В конце декабря 1988 года в полный голос заговорили о выводе Ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан. Вскоре обозначили и дату. Я на катерах бригады с баржами-площадками обеспечивал выход армейских частей на Келифском направлении. Он завершился 13 февраля 1989 года. Утром 15 февраля командир бригады поручил прибыть в район Хайратонского моста для встречи выходящих войск. Это незабываемый момент!
Командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов по мосту шел пешком и последним покидал горячий Афган».
Об этом сегодня Сергей Викторович рассказывает школьникам на уроках мужества, чтобы юное поколение знало и помнило героические страницы из жизни воинов-интернационалистов.
Елена ЧЕРНИКОВА