Темы номера
В майских президентских указах поставлена задача повышения качества и продолжительности жизни населения. Это глобальное направление включает в себя обеспечение россиян добротными продуктами питания.
По мнению ученых, нужна национальная система мониторинга и управления качеством еды. Глава Роспотребнадзора Анна Попова считает, что масштабы нарушений в продовольственной сфере настолько велики и опасны для населения страны, что впору вводить за них уголовную ответственность.
Новации в тарелке
Как отмечалось в программных документах, одна из основных проблем — технологическая. В этом отношении состояние пищевой отрасли не столь оптимистическое, как хотелось бы. Из 270 крупных и средних предприятий лишь незначительная часть использует инновационные технологии и ресурсосберегающее оборудование. Из 6,5 тысячи его наименований производим только 2 тысячи, и то не особо продвинутого. Так, в мясной промышленности доля импортного оборудования — 94 процента, в молочной — 70. Крупные предприятия могут позволить себе приобрести зарубежные технологические линии, крестьянские и фермерские хозяйства вряд ли. Эти цифры и факты привел в своем докладе член правления Вольного экономического общества России Сергей Митин. Идея проста: в корне изменить ситуацию с техническим оснащением пищевой перерабатывающей промышленности, получить повышенное качество и конкурентоспособность товаров.
Сотни миллионов рублей, вложенных в технологическое оснащение оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности города и края, дают результаты. Только за 8 месяцев прошлого года предприятия региона произвели продукции на 14,6 млрд руб. Внедрено в производство 45 новых видов изделий. По сравнению с 2017-м более чем на 20 процентов увеличил объемы Переяславский молочный завод. На 13,4 процента показала рост кондитерская фабрика «Хабаровская», на 12 — компания «Скиф». Расширились ассортимент и география поставок. Более того, за последние два года четыре производителя впервые вышли на зарубежный рынок. Это предприятие по производству соков «Золотой юг», по переработке дикоросов «Горизонт» и два по производству мороженого: ИП Амирханов и АО «Дакгомз».
Предприятия региона начинают получать разрешения на использование общероссийского знака Made in Russia. Это проект российского экспортного центра. Цель — поддержка предприятий-экспортеров. После АО «Дакгомз» есть шанс получить знак у «Золотого юга» и «Дальтрейдсервиса». Важно добавить, что у пищевой промышленности города тридцатипроцентный запас возможностей нарастить объемы производства.
Не ешь пирожок
В одном из телевизионных фильмов есть такая сцена. Девушка нанимается к предпринимательнице торговать изготовленными в ее цехе пирожками, но сталкивается с вопиющими нарушениями технологии выпечки. На справедливые замечания хозяйка отвечает: «Тебе что, их кушать?» Примерно так относится к приготовлению и продаже еды для населения часть недобросовестного бизнеса.
800 аккредитованных и аттестованных лабораторий Роспотребнадзора, владеющие новейшими методами исследований, начали массовую проверку: чем на самом деле кормят население страны предприниматели, что и как подделывают порой производители.
Любители потчевать народ фальсификатом проявляют чудеса преступной изобретательности. Глава Роспотребнадзора Анна Попова может привести массу примеров того, как подделывают еду. В прошлом году ведомство выявило более 40 предприятий-невидимок, якобы производящих молочную продукцию. Упаковка, на ней состав продукта, его полезность «ласкают» потребительское впечатление. А внутри — липа. Адрес изготовителя — тоже. На месте предполагаемого завода — пустырь. Расчет фальсификаторов прост: не найден — производство не приостановишь. В этом случае криминальные умельцы уже тянут на уголовную ответственность.
Причем на каждом шагу законодательные нестыковки. Предприятие, якобы выпустившее продукцию, оказывается, год назад закрылось. А его липовая декларация «работает». Казалось бы, чего в таком случае миндальничать: закрыть и точка. Ан нет: отозвать декларацию выдавший ее орган по сертификации не имеет права(!?) Это может сделать только сам заявитель. А выдается декларация на 3—5 лет. И, разумеется, все это время она гуляет по нечестным рукам.
Доходный укол
Случается, хитрят производители как могут. По мнению начальника отдела экспертизы продовольственных товаров Дальневосточной торгово-промышленной палаты Елены Радинковой, наш рынок наполнен продуктами, натуральными которые никак не назовешь. Более 60 процентов сыра — фальсификат. На полках магазинов немало сливочного масла, йогуртов, сгущенного молока, произведенных с нарушениями технического регламента. Специалист считает фальсификат ничем иным, как обманом покупателя путем подделки продуктов в корыстных целях.
Обратите внимание: все технические регламенты, выпущенные в последнее время на молочную, мясную, кондитерскую, рыбную продукцию, касаются только безопасности. Что получается? Фальсификатом не отравишься. А какая польза для здоровья, если вместо молочного жира тебя разведут на пальмовое масло? Люди чувствуют желудком — требования становятся мягче. Наказания за подделки столь мизерные, что мошенники легко платят и продолжают гнать фальсификат. К примеру, регламент предусматривает молоко жирностью даже в 0,5 процента. По сути, такой продукт сделан из воды с добавкой мела и соды. В майонезе «Оливковый» оливкового масла нет и в помине. Сплошные проблемы со сливочным маслом. Из 26 недавно завезенных в край из других регионов молочных продуктов лаборатория дала добро только на 6, остальные — гольный брак.
Фермер Василий Мельниченко сетует на то, что у нас нет пока возможности развить настоящее крестьянство, дать не продовольственную безопасность, а безопасность продовольствия: «Мы должны производить нормальную продукцию, а не напичканную антибиотиками. Они в кормах. Один грамм пенициллина, тетрациклина добавляет 20—30 процентов роста любой птичке или хрюшке. Предприниматель будет колоть и колоть».
Международная подножка
Мутят еду не только отечественные подельники. Соблазн набить карманы на фальсификате не знает границ. В США подделывают соки, овощные подкрашивают и выдают за фруктовые. В Европе дешевое растительное масло могут предложить как оливковое. Под баранину маскируют мясо диких животных в Азии. Вполне можно нарваться на рис, сделанный из крахмала и склеивающих смол.
Для чего приводим эти факты? От зарубежного фальсификата не всегда защищены полки и наших магазинов. Проблема общемировая. Как только товар становится ходовым, соблазн производителя заменить более дорогие ингредиенты дешевыми тут как тут. На руку мошенникам и продуктовые ограничения.
К примеру, Канада прибавляет «горючей смеси» в торговую войну между США и Китаем. Подвох в чем? Наклеиваются этикетки «канадские омары» на ракообразных, выращенных в США, и экспортируются в Китай. Эдакая «невинная» подножка. Причем, 42,7 процента жителей Страны кленового листа сами сталкиваются с поддельной пищевой продукцией. Особенно грешат фальсификатом производители и продавцы рыбы и рыбных продуктов, масла, вина, овощей и фруктов, мясных полуфабрикатов и хлебобулочных изделий. В Австралии часто и мастерски фальсифицируют мед. В забракованных образцах найдены тростниковый сахар, вода с лимоном и кукурузный сироп.
Словом, у ведомств, контролирующих импорт, работы под завязку. Установлено, что 68,4 процента молока и молочных продуктов из Индии содержит мочевину, крахмал, краску, воду и даже моющие средства. Бразилия — мастер подделывать оливковое масло. Одна из партий показала, что продукт на 85 процентов состоит из соевого масла и на 15 процентов из «лампового» масла — непригодного для употребления без дополнительной переработки. Англичане чаще всего фальсифицируют ягнятину, говядину и козлятину. Для США характерна подмена одних видов рыбы другими.
Вместо комментария
Роспотребнадзор намерен добиться ужесточения наказания за производство, ввоз или продажу фальсифицированных продуктов питания, предлагает ввести уголовную ответственность, штрафы до 3 млн руб., а в отдельных случаях — применять конфискацию оборудования.
Предусмотрены финансовые ресурсы для дооснащения лабораторий Роспотребнадзора с тем, чтобы у них была возможность проводить оценку качества продуктов в соответствии с международными методиками, которая нам необходима. Не оставит места фальсификату маркировка товаров. Ее эффект к 2020 году оценен специалистами в триллион рублей.
Петр МАЗУР