Перестройка: больше слов, меньше дел
logo

Темы номера

Перестройка: больше слов, меньше дел

Летом 1985 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на очередном выступлении в Ленинграде впервые произнес слово, чуть позже вошедшее в словарь даже английского языка, — «перестройка».

О значении перестройки и ее последствиях для России сказано многое. Мы предлагаем вспомнить, что 30 лет назад происходило с нашей страной и обществом.

1985 год

Пленум ЦК КПСС выбирает Михаила Горбачева генеральным секретарем. XXVII съезд КПСС. Программа реформ. Перестановки в партии и кабинете министров. Начало антиалкогольной кампании. Женевская встреча Горбачева и президента США Рональда Рейгана.

Настоящий народный генсек

— Перестройку в стране восприняли на ура, — рассказывает Владимир Ерохин, в 1985 году заведующий отделом пропаганды обкома КПСС ЕАО. — Перед этим страна увидела «пятилетку пышных похорон»: умерли Брежнев, Андропов, Черненко. Тогда советский строй кто-то сравнил с резинкой, которая сначала легко тянется, а потом наступает предел. И тут либо рвать резинку, либо менять ее. К 1985 году мы ощутили этот предел. Изменения привнести мог только человек новой формации, с современными взглядами. Михаил Сергеевич отлично подходил под требования времени. Это была свежая струя: молодой, энергичный и знающий руководитель. Особенно подчеркивалось, что он человек из народа — начинал простым комбайнером.

К тому времени советские люди устали от информационной пропаганды, что лилась на них каждый день, они хотели знать о происходящих событиях в стране, партии и высшем руководстве. Это положило начало политике гласности. Резкого вала критики, как ожидалось, не случилось. Хотя людям дали свободу говорить, никто не знал, что с этим делать. В советских гражданах еще сидел крепкий внутренний цензор. Но и в этом начинании руководители перегнули. Приведу пример. В Хабаровске оппозиционерам разрешили провести митинг — на площадке возле памятника партизанам. Когда Алексей Клементьевич Черный, первый секретарь крайкома партии, увидел результаты, он чуть всех не поубивал. На митинг пришли человек 20 от оппозиции и десятки соглядатаев от КГБ, МВД, райкомов партии, комсомола, СМИ. И вместо незаметного мероприятия получился полномасштабный митинг.

Кто желает пить — на выход!

— Одним из первых шагов Михаила Горбачева на высшем посту стал сухой закон, — продолжает Владимир Ерохин. — Уже тогда мы поняли — это страшнейший перекос. Появилось желание выпить даже у тех, кто особого пиетета к алкоголю не испытывал. Граждане покупали водку и хранили, ведь она превратилась в жидкую валюту: можно было расплатиться за что угодно. Искусственно рожденный дефицит породил огромные очереди, давки у магазинов. Доходило до драк.

Ограничения на продажу алкоголя привели к тому, что народ бросился гнать самогон, возник дефицит сахара, его стали выдавать по карточкам. Сухой закон позволил снизить смертность граждан СССР и уменьшить число преступлений, но привел к еще большему, чем прежде, дефициту бюджета государства.

1986—1987 годы

1 января 1986 года к жителям СССР и США с новогодними поздравлениями обращаются Горбачев и Рейган. Авария на Чернобыльской АЭС. Возвращение на экраны телевизоров КВН. Знаковая встреча президентов двух сверхдержав в Рейкьявике. Начало 12-й пятилетки. Горбачев — человек года в мире.

Ничто не предвещало беды

— К середине 1980-х промышленность и строительная отрасль в стране были на подъеме, — рассказывает Валерий Казаченко, в перестройку второй секретарь Индустриального райкома КПСС. — В районе в то время работало 40 предприятий и три десятка строительных организаций. Все крутилось, производилось, возводилось — жизнь кипела! Только жилья в городе строилось до 300 тыс. кв. м в год. Работали в две, а где-то и в три смены. Мы не знали такого слова — «безработица». В 1986 году началась программа модернизации на заводах, вводилась госприемка. У советской промышленности был большой потенциал, и ничто не предвещало беды…

Сейчас, спустя 30 лет, можно порассуждать о причинах провала перестройки. На международной арене руководство страны действовало неплохо: контакт с западом, потепление отношений между СССР и США, открытость и прочее. Но внутри страны просела экономика — реформы не пошли. Не удалось вовремя развить частный бизнес и модернизировать народное хозяйство. Мы упустили время, и это привело к плачевным последствиям. В соседнем Китае в тот же период реформы начали с экономики, а не с политики, и результат мы сегодня видим — это первая экономика мира.

1988—1989 годы

Падение Берлинской стены. Первые парламентские выборы в СССР. Вывод советских войск из Афганистана. Бархатные революции в странах Варшавского договора. Забастовки в регионах и сепаратистские выступления в союзных республиках.

О перестройке с ненавистью

Готовя материал, мы хотели поговорить с теми, кто работал на хабаровских предприятиях в период перестройки. Но найти таких людей оказалось нелегко — большинство откровенно заявили, что не собираются говорить о перестройке, вспоминают ее с негативом и хотят забыть.

— Очень болит душа за все, что упустили, — рассказывает Мария Е., бывшая сотрудница руководства Хабаровского станкостроительного завода. — Жили мы неплохо, была уверенность в будущем: есть работа, квартира. Дети ходили в бесплатный детский сад, получали бесплатное образование, без проблем находили работу. Пожилые люди могли спокойно жить на пенсию. Строились дома, квартиры давали бесплатно. А квартплата? Сущие копейки! Летом ездили отдыхать на загородные турбазы.

Промышленность была на подъеме. На нашем заводе производили точнейшее оборудование. Поставляли его не только на внутренний рынок, но и в другие страны. И этим могли похвастать не только мы, но и «Амуркабель», «Дальдизель», «Энергомаш». А что сейчас?

1990 год

Карабахский конфликт. Митинги оппозиции в Москве и регионах. Отмена статьи Конституции о руководящей роли партии. Провозглашение независимости союзных республик Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Закон о собственности, начало перехода к рыночной экономике.

Сколько стоит хлеб

— Экономическая политика была противоречивой, — рассказывает Валерий Гудков, в 1980-х генеральный директор краевого производственного объединения «Хабаровскхлебопродукт». — Объемы производства хлеба были больше, чем сегодня. Только в нашем объединении состояли 22 предприятия, 7,5 тысячи работников. Мы производили 230 тыс. тонн муки в год, 550 тыс. тонн комбикормов, 50 тыс. тонн круп. Отправляли продукцию в другие регионы. Но по сути наша отрасль была дотационная и условно убыточная. Зерно покупали за одну цену, а в городе продавали в два-три раза дешевле. Разницу компенсировало государство. Транспортные издержки также восполнялись за счет бюджета, долги в конце года обнулялись, а кредиты в банках выдавали под копеечные проценты. Государственные деньги шли на развитие и модернизацию отрасли. Все это делалось для того, чтобы цена на хлеб оставалась низкой — заботились о народе. Например, булка ржаного хлеба стоила 18 коп. В конце 1980-х систему сломали, государство перестало опекать производителей, и все начали переходить на рыночные рельсы. Кто не сумел, тот проиграл. Итог перестройки для нас один — два десятка предприятий закрылись.

1991 год

Попытки государственного переворота в союзных республиках, боевые столкновения, демократические выборы. Признание независимости бывших республик СССР. Августовский путч. Беловежское соглашение. Рост цен.

Ставка на молодежь

— Появление кооперативов — хороший шаг, — говорит Сергей Карасев, директор одной из строительных компаний Хабаровска, в перестройку сотрудник Хабаровского крайкома КПСС. — В 1920-х НЭП помог стране выжить, и создание частного бизнеса тоже должно было оздоровить экономику СССР. Людям позволили брать на себя ответственность, самостоятельно решать свою судьбу. Тогда открылось много небольших производств: пекарен, различных мастерских. Некоторые из них дожили и сегодня. Появилась инициативная молодежь. Партия тоже взяла курс на обновление кадров.

Но многие кооперативы превратились в места для отмывания теневых, криминальных доходов. Вместо производства они просто занимались перепродажей ширпотреба. Экономика страны не получала дивидендов от реформ, стагнация продолжалась.

Распались на 15 республик

— Жизнь простых людей перестройка не улучшила, — продолжает Сергей Карасев. — Многое обещала, но не сделала. В холодильниках тогда еще хватало еды, более или менее одевались. Жила страна. Когда Горбачев пришел к власти, никто не представлял, что новая политика приведет к распаду Союза. Помню, Алексей Клементьевич Черный объявил об уходе с поста первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС. «В таких условиях я работать не могу», — сказал он. Стало ясно — дело плохо.

Позже я работал помощником у народного депутата, члена комитета Верховного Совета СССР Анатолия Шукшина. Он участвовал в съездах, собраниях депутатов и рассказывал о дебатах, которые шли тогда на политической арене. Не было никакого единства, каждый тянул одеяло на себя, а страдала страна. Было много самолюбования, в политику шли ради карьеры и власти.

— Перестройка обернулась болтовней, — подытоживает Владимир Ерохин. — Никто не работал, все только что-то декларировали и предлагали. Не справился и Горбачев. Со временем стало понятно, что многие решения принимались за его спиной, даже женой. Я не преувеличиваю. В те года Горбачев заехал в Хабаровск, по пути в Японию. Одна зарубежная телекомпания попросила его дать пятиминутное интервью. Мы обратились за помощью к министру иностранных дел, а он отправил нас… к Раисе Максимовне. Нашли ее в детском садике на улице Льва Толстого, и только после разрешения госпожи Горбачевой журналистам удалось пообщаться с генсеком.

Реформы провалились, многие честные коммунисты обманулись, почувствовали, что их предали. Не удалось разобраться с системой выхода союзных республик из состава СССР, и государство не удержали. А после началась шоковая терапия, приватизация — фактически ограбление народа. В итоге большинство обеднело, а единицы обогатились… Падение цен на нефть, провал реформ, давление из-за рубежа привели к гибели перестройки, а вместе с ней и всего Союза Советских Социалистических Республик. 


Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ, фото из архива

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)