Темы номера
Валерия Яковлева знают в Хабаровске как профессионального музыканта и летописца городской театрально-музыкальной жизни.
Двенадцать лет он был альтистом Дальневосточного академического симфонического оркестра, а потом выпустил о нем книгу. Но главное, что страстно увлеченный фотографией Валерий Данилович за полвека создал огромное и уникальное собрание снимков (более трех тысяч!), долгие годы фотографируя элиту хабаровского искусства, гастролеров, сцены из спектаклей и многое другое.
Однако «Хабаровским вестям» он показал другую свою коллекцию — не такую серьезную, но от этого не менее значимую и близкую сердцу. Дело в том, что после концертной деятельности скрипач Яковлев сосредоточился на педагогической работе. Он долгие годы учил детей и ушел на пенсию из музыкальной школы. И все это время внимательный педагог, как выяснилось, записывал за своими учениками!
— Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды, но на самом деле можно, — уверен Валерий Данилович. — В какую? Это река памяти.
Ну а мы предлагаем вам познакомиться с самыми интересными экспонатами.
* * *
— Как звали Чайковского? — спрашиваю ученика.
— Корней Иванович! — был ответ.
* * *
— Папа так радовался моей пятерке за академический концерт, что люстру разбил!
* * *
— Надя, ты у папы спросила, что такое полька?
— Да.
— Что он ответил тебе?
— Он сказал: «Иди отсюда».
* * *
Составляю анкету на новую ученицу:
— Ты в каком учишься классе?
— А в какой школе, нормальной или музыкальной?
* * *
— Валерий Данилович, я сегодня буду играть плохо.
— Почему?
— Всю ночь занимался и не выспался.
* * *
Спрашиваю ученика:
— А ты знаешь, как звали знаменитого главного дирижера нашего Дальневосточного симфонического оркестра?
— Да! Виктор Зигфридович Цой! (На самом деле, конечно, Виктор Тиц).
* * *
Ученица стала плоховато заниматься, и я попросил ее прийти с мамой.
— Это невозможно.
— Почему?
— Она в больнице. У нее давление.
— Давление? От чего?
— У нее всегда повышается давление, когда я беру в руки скрипку.
* * *
— Вот поставлю тебе плохую оценку, — говорю ученику, — мама не перенесет.
— Перенесет, перенесет, она еще не такое переносила!
* * *
— Соня, сыграй гамму фа-диез мажор.
— Не хочу.
— Почему?
— Она у меня без вас лучше получается.
* * *
— Сема, что тебе больше всего нравится в занятиях на скрипке?
— Смычок канифолить.
* * *
— Эта пьеса грустного характера, — объясняю ученице, — а ты весело играешь.
— Я сегодня грустно играть не могу, у моего дедушки день рождения!
* * *
Показываю ученикам портрет великого скрипача и говорю, что его звали Давид Ойстрах.
— А кого он давил? — серьезно спрашивает один из них.
* * *
— Саша, что делает твоя мама, когда ты учишь гаммы?
— К подруге уходит.
* * *
Поем с детьми «Песенку о капитане» («Жил отважный капитан…»).
— А что такое «отважный»? — спрашивает меня ученик.
Я долго думал, как ответить на этот заковыристый вопрос, и сказал:
— Вот если ты залезешь на высокую дверь — значит, ты отважный.
— А зачем было капитану залезать на дверь?
* * *
Заходит в класс ученица и вся сияет.
— Любочка, ты чего такая веселая?
— А мне Брежнев приснился! Сидит и слушает, как я играю на скрипке…
Подготовила Дарья УЛАНОВА