Куда летят пассажиры?
logo

Темы номера

Куда летят пассажиры?

 За что современные остановки окрестили «полоумными», о чем говорят по телефону водители автобусов и как отучить кондукторов щелкать семечки? Эти и другие вопросы подняли хабаровчане, севшие за стол переговоров с перевозчиками.

Встретиться пассажирам предложили предприниматели, работающие на городских маршрутах. Живое общение, по их задумке, должно положительно отразиться на качестве обслуживания. Пообщаться с перевозчиками пришло около десяти человек, и еще несколько озвучили вопросы заранее. Интернетные бойцы предпочли не выходить за рамки соцсетей и вполне ожидаемо оплевали мероприятие, даже не явившись. Аудитория небольшая, но это не смущало — зато пришло много транспортников, представителей городской администрации, думы и ГИБДД. 

Изменения положительные

Часть первая — лекционная — включала в себя краткий экскурс в мир общественного транспорта. В частности, собравшимся напомнили, что в городе постепенно меняется подвижной состав. Шутка ли, за пару лет на маршрутах появилось почти 200 новых автобусов, на покупку которых потрачено 1 млрд 637 млн руб.! Второй год внедряется система безналичной оплаты проезда, вместе с ней заработала и программа лояльности — это когда с числом совершенных поездок растет и скидка за проезд. Данная программа — акт доброй воли перевозчиков. Как и соглашение транспортников о предоставлении бесплатного проезда по специальной карте членам общества слепых.  

— Конечно, в общественном транспорте есть проблемы, и не всегда собственники могут оперативно работать с персоналом, до нас не всегда доходит достоверная информация, — говорит исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска» Елена Шадуя. — Среди факторов, оказывающих влияние на качество услуг, отмечу конкуренцию с такси — за пассажира приходится бороться с агрегаторами, не имеющими лицензии на перевозку. Из-за них пассажиропоток в общественном транспорте снизился на 24 процента. А также больной вопрос — дефицит водителей. Не хотят идти местные, поэтому многие из нас вынуждены нанимать граждан из Средней Азии. Да, с недавних пор должны получать российские водительские права, но как они проходят переподготовку?

«Я твою остановку мимо проезжал»

Тема мигрантов за рулем оказалась самой обсуждаемой. Пассажиры припомнили, что именно водители из Средней Азии постоянно говорят по телефону и на замечания не реагируют. Выяснилось, что эту особенность вождения отмечают и инспекторы ГИБДД: по их статистике, каждое четвертое ДТП с участием общественного транспорта провоцируют болтающие по сотовому водители.

— Позитива я не добавлю, — предупредил Сергей Турулин, врио командира батальона ОГИБДД УМВД по г. Хабаровску. — Прошлый год даже анализировать страшно — порядка 5 тысяч нарушений, из них 480 — грубые. Семь в состоянии опьянения, без прав — восемь, лишенных прав — два, проезд на красный — 31 материал, выезд на встречку — пять, двоих лишили за это прав. 104 нарушения совершено гражданами Кыргызстана, которым законом разрешено не менять права на российские. Но, может, у них правила другие, раз они так часто нарушают? Обращаемся ко всем перевозчикам: проверяйте их при устройстве на работу! Также много в статистике водителей из Средней Азии, получивших права здесь. И почти 60 процентов нарушений связано с падением пассажиров в салонах.

Предприниматель Елена Желудкова предположила, что пассажиры падают и по своей вине — некоторые, не рассчитав силы, лезут на «насест» в конце салона, откуда улететь достаточно легко при торможении, другие слишком рано подскакивают, не дождавшись остановки автобуса.

— Менталитет такой, что в транспорте, что в театре спешат покинуть помещение до конца спектакля, — говорит Елена Адольфовна. — Мы и с себя вины не снимаем, но почему только от водителей и кондукторов требуют соблюдения культуры обслуживания? Посчитали: у нас за день в каждом автобусе пытаются проехать бесплатно до 50 человек! А сколько пассажиров начинают уверять, что терминал не работает, и поэтому не будут платить!

Припомнили разрисованные салоны новых автобусов и рюкзаки на плечах, которые мешают проходить пассажирам, и договорились обратиться в управление по делам молодежи с просьбой оказать влияние на юных пассажиров.

Полный фарш

Решить еще один злободневный вопрос — посадку и высадку пассажиров на проезжей части из-за тесноты в остановочном кармане — в Хабаровске смогут в ближайшее время. А конкретно, когда появятся умные остановки.

Тренироваться в острословии над названием в Интернете начали напрасно, в этом уверен главный художник города Сергей Пеньков.

— Уже начали шутить, что есть умные и полоумные, — обижается он. — Это многофункциональная, удобная во всех отношениях остановка: не дует, не капает, тепло, светло и предоставлена информация о прибытии автобусов, проходящих маршрутах, транспортная сеть всего города, чтобы можно было просчитать путь с пересадками на лайтбоксе — полный фарш! Отказались мы только от интерактивной игры, в которую в других регионах предлагается играть на панели остановки. По виду это современная красивая конструкция, этакий портал перемещения. С появлением умных остановок проблемы, когда пассажиров высадили, не доезжая кармана, или водитель говорил по телефону, должны исчезнуть: на павильонах установят камеры системы «Безопасный город». По ним можно отследить, кто и как производит посадку и высадку пассажиров.

Новые павильоны делятся на три типа. Первый — самый простенький, полуоткрытый, огражденный с трех сторон антивандальным стеклом. Длина — 6,5 м, глубина — 1,87 м. Его стоимость — 832 тыс. руб.

Второй — за 964 тыс. руб. — с павильоном ожидания, куда можно зайти зимой погреться, а летом охладиться под кондиционером. Помимо всего прочего, в нем есть система Wi-Fi, USB-разъемы для подзарядки сотовых.  

Третий тип — 14-метровая остановка глубиной 2,5 м за 1 млн 200 тыс. руб. с двумя павильонами и всевозможными атрибутами. Минус только один — не каждая остановка способна вместить такую конструкцию.

Пока перевозчики высказали готовность модернизировать две остановки — на автовокзале и тароремонтном заводе в поселке им. Горького.

Чем нервы успокоить

Какой маршрут быстрей — 40-й или 85-й — знают пассажиры, которые оказываются невольно втянуты в гонку. Об этом они не преминули пожаловаться на круглом столе. Хабаровчанка Евгения обличила водителей 80-го маршрута: по телефону разговаривают, курят, дергают с места, и люди летают по салону. Грязно, не всегда работает терминал, из-за чего пассажиры переводятся в статус пешеходов.

— Пойдемте в Матвеевку и спросим: если из десяти трое скажут, что Гасанов плохо работает, я оттуда уйду, — эмоционально реагирует на критику владелец 80-го маршрута. — Ко мне обратились, чтобы детей возил по 20 руб., и я согласился. Двадцать лет обслуживаю этот маршрут, и все говорят, что хорошо.

Нахамили, высадили, вручили билетик за 28 руб., а взяли за проезд 30, не довезли до остановки… Перечисление транспортных прегрешений займет много места, но оно ни к чему, сами знаете, что бывает в пути.  

— Все кондукторы грызут семечки во время работы и слюнявыми грязными руками потом билет отрывают, — возмущается пассажирка Светлана. — Я говорю: «Помойте руки, а потом протягивайте билет». Знаете, что я услышала в ответ? Нетрудно догадаться. Пригласите медиков, пусть прочтут им лекцию о вреде семечек и чистоте рук.

— Так они нервы успокаивают, может, — отшучиваются перевозчики.

Кто более ценен?

— Мы уже столько ждем, когда же пустят автобус по улице Бойко-Павлова. Нам снизу так тяжело до поликлиники добираться, — жалуется пожилая женщина.

— Мы тоже ждем, когда управление дорог и внешнего благоустройства подготовит там инфраструктуру, — отвечает Сергей Суковатый, начальник управления транспорта администрации города. — Подписан мэром нормативно-правовой акт организовать движение по этой улице, есть поручение управлению дорог, которое должно сделать разворотную площадку и на повороте налево остановку. Мы готовы пустить транспорт, как только нам дадут разрешение.

— А по улице Джамбула можете пустить автобус? Плохо, что там альтернативы трамваю нет.

— Много поступало и поступает предложений пустить по этой улице автобусный маршрут, — говорит Евгений Гужавин, консультант отдела регулярных перевозок управления транспорта. — Но Джамбула не соответствует требованиям безопасности. Только если убрать трамвайный путь, частный сектор снести, железнодорожную эстакаду переделать, тогда будет возможность пустить автобус, иначе там не расширить дорогу.

Встреча длилась два часа, оставила чувство легкой удовлетворенности у всех сторон переговоров и около десятка вопросов, которые не успели озвучить. Поэтому договорились собраться снова.

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)