Темы номера
Альтернативный музей «Лимонарт» недавно отпраздновал свою первую годовщину.
Четыре хабаровские девушки — Наталья Попова, Анастасия Окладникова, Эмилия Хмеленко и Татьяна Манухина — решили объединиться и создать нескучный лекторий об искусстве. Пора, мол, рассказать о нем так, чтобы горожане перестали шарахаться от всего, кроме признанной классики.
— Дело в том, что мы все выпускницы «Школы экскурсоводов» Дальневосточного художественного музея, — объясняет Наталья. — Я — первого потока, Эмилия и Настя — второго, а Таня — третьего. И так получилось, что часто мы встречались и беседовали вчетвером. А потом поняли, что больше не хотим делать это одни — надо вовлекать других.
Все имеет цену
Затея сначала казалась не очень жизнеспособной: ну не считаются хабаровчане любителями такого досуга. Поэтому за дело взялись основательно. Первым делом придумали хорошее название.
— Когда поняли, что нужно что-то свежее, сочное, жизнерадостное, слово «лимон» пришло на ум почти сразу, — говорит Наталья Попова. — Потому что у нас музейные экскурсии зачастую проходят скучно, неинтересно и, простите, даже тухло. Нужно было взбодрить и освежить сообщество.
Бодрить и освежать начали с соцсетей: любопытный и содержательный «Инстаграм» проекта быстро стал тысячником. А еще… поставили высокую цену билетов на свои встречи:
— Это было нашей принципиальной позицией. Наверное, тут включился маркетолог. Просто бесплатное не ценится: люди скажут спасибо и забудут. А если они потратят на это какие-то деньги, то будут стремиться получить пользу, лучше слушать и давать более качественную обратную связь. Хотя заработать на этом, конечно, невозможно. У нас у всех есть основные профессии. Проект окупается, но и только.
Подход сработал: на каждую «некислую» лекцию приходит от 15 до 40 человек в зависимости от темы.
— Мы уже стали понимать, какой анонс соберет аудиторию, а какой нет, — говорит Наталья. — Люди любят истории с налетом интриги. Например, почему полоска краски на холсте стоит миллионы долларов. Или что это за явление — трофейное искусство: кто, что и у кого украл, отобрал и так далее. А бывает, берем тему и понимаем, что она зацепит немногих, но все равно делаем встречу, поскольку это важно.
Женские открытия
Так происходит и сейчас: март создательницы «Лимонарта» решили объявить женским месяцем. На этот раз приготовили истории про любимых художниц. Мужчина, решивший познать явление, нашелся только один. И зря: этот пласт развития русского искусства скрывает много удивительного.
— Вы знали, что до XIX века российским женщинам дозволялось заниматься исключительно рукоделием и лишь иногда изображать «ягодки и цветочки»? А что первой русской художницей была немка? — у Татьяны Манухиной горят глаза.
Оказывается, история отечественного женского изобразительного искусства началась при Петре I, когда в Петербург по его приглашению вместе с мужем Георгом Гзелем приехала Мария Доротея Графф. Георг получил место придворного художника, а Марии Доротее предложили преподавать в академии наук и курировать коллекции естественной истории в Кунсткамере — неслыханное для тех времен дело.
Художница показала России классический голландский натюрморт, а потом приобрела для Кунсткамеры большую коллекцию работ своей матери Марии Сибиллы Мериан, которая прославилась ботаническими иллюстрациями.
Каждый рассказ на встрече — открытие, которым участницы «Лимонарта» очень хотят поделиться. Например, Анастасию Окладникову потрясла история картины, которую в народе называют «Воронежской Джокондой»:
— Она долгие годы простояла в запасниках местного музея им. Крамского. Выяснилось, что портрет написала Елена Киселева — любимая ученица Ильи Репина и первая выпускница академии художеств, удостоенная заграничной поездки.
Яркая представительница модерна была незаслуженно забыта, и только недавно ее имя вернули в историю живописи.
Без дистанции
— В этом и есть главное отличие «Лимонарта» от официальных экскурсий — ты не ощущаешь дистанции и высокомерия, как это часто бывает, а погружаешься в процесс вместе с ними, — говорит хабаровчанка Алиса Любимова. — Это хорошая альтернатива.
Кстати, за год у объединения появились еще два проекта — экскурсии в музеях и по городу. И они очень даже социальные: цена билета не превышает 350 руб. А «Инстаграм» так и вовсе бесплатен. И там, поверьте, тоже немало интересного.
Дарья УЛАНОВА