Столкновение с реальностью
logo

Темы номера

Столкновение с реальностью

 Бизнес-модели начинающих предпринимателей проверили на прочность в ТОГУ.

Для этого выбрали эффективный и небанальный формат — краш-тест. Участники представили свои идеи в виде короткой презентации, после чего эксперты давали рекомендации и оценивали жизнеспособность проектов по нескольким направлениям: бухгалтерский учет, кадровый потенциал, финансовая устойчивость и маркетинговая стратегия.

Дойти до Оксфорда

Студенты ТОГУ представили на суд профессионалов два проекта — сайт для взаимодействия между студентами и предпринимателями, а также мобильное приложение — навигатор по вузу. Первый решает проблемы поиска работы (для выпускников) и грамотных специалистов с перспективой долгосрочного трудоустройства (для организаций), второй устраняет трудности с поиском аудитории для гостей и учащихся.

— У проектов схожие проблемы — не учтены все риски и необходимое количество финансов для реализации, — комментирует Александр Головко, директор PR-агентства «Пластилин». — Команде, которая хочет создать интернет-площадку для студентов и предпринимателей, надо начинать собирать аудиторию вокруг проекта уже сейчас — через социальные сети. Эта площадка поможет протестировать идею, востребована или нет. А авторам мобильной разработки в случае успеха надо продавать стартап. Такой навигатор точно пригодится студентам ДВФУ или МГУ, можно даже замахнуться и на Оксфорд, например, если там не внедрили похожие разработки.

Главное — идея

Еще один студенческий проект — система контроля и управления водоснабжением в помещении. 

— Похожие разработки давно существуют, однако, на наш взгляд, в них есть существенные недостатки: дороговизна, устаревшие технологии, громоздкость, уродливый дизайн или отсутствие удобного управления, как у теплых полов, — рассказал один из авторов идеи, Иван Филягин. — Мы все это намерены устранить, а конечная стоимость нашей продукции составит не более 15 тыс. руб. В течение месяца изготовим прототип и протестируем его.

Изобретатели намерены продавать только интеллектуальную собственность, а вот сборка и приобретение деталей лягут на плечи строительных фирм, им же предстоит заниматься дальнейшей реализацией.

— Хотя я по первому образованию инженер, не понял, зачем нужен ваш проект и тем более как он работает, — признается один из экспертов и сооснователь стартапа Eczo.Bike Дмитрий Богданчиков. — Для дальнейшего продвижения вам потребуется PR-специалист, а пока проект выглядит недоработанным. Но главное — есть идея.

Молочные берега

Принять участие в краш-тесте могли не только те, кто планирует запустить свое дело, но и горожане с уже действующим бизнесом. Выступить перед экспертами решился только один человек — Михаил Утробин. В прошлом — топ-менеджер сети спортивных магазинов «Спортмастер», в настоящем — фермер и обладатель «дальневосточного гектара». Михаил наладил производство молочной продукции, которая реализуется в городе.

— Планов достаточно: построить вторую очередь коровника, увеличить поголовье рогатого скота. По нормам на одно животное требуется 3 га земли, поэтому также ищу варианты для расширения хозяйства, — признается предприниматель. — Помимо этого, мне нужен управляющий, я готов предложить это место инициативному студенту. Сам я намерен развивать еще одно направление  на своей земле — туризм.

В отличие от студентов Михаил участвовал в проекте, чтобы услышать дополнительные варианты по масштабированию бизнеса.

Первый краш-тест прошел в городе в 2018 году по инициативе Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. Цель проекта — помогать начинающим предпринимателям, в частности студентам, влиться в бизнес.

Юлия БОЛОШЕНКО, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)