Темы номера
Что и как надо петь в храме, чтобы вместо общественного порицания заслужить благодарность, учат хабаровчан.
Уроки пения для взрослых ведутся в Елизаветинском приходе. Побывать на занятии в качестве ученика удалось и корреспонденту «Хабаровских вестей».
Колокол не для вас, а для учителя
Здесь все как в обычной школе: звонки на уроки, расписание, строгие требования к дисциплине и выполнению домашних заданий. Только за партами перед учительницей сидят воспитанники средних лет. И уроки идут исключительно в выходные.
Ну и еще одно отличие — за опоздание тут не ругают. А все потому, что у него может быть одно объяснение: задержали на службе в храме. Ученики — народ сплошь верующий, и литургии по воскресеньям не пропускают.
Урок, как и любое действо у православных, начинается с молитвы. Но так как это урок музыкальный, то и молитву ученики подхватывают за учителем хором нараспев. Выходит хоть и искренне, но нестройно. Сказывается, что добавились новички.
Сегодня на занятии двое новеньких — я и прихожанка из храма Серафима Саровского, узнавшая об уроках пения на православном сайте. В отличие от меня, она хотя бы владеет музыкальной грамотой, что уже дает ей карты в руки. Вернее, ноты. Посмотрев на начертанные «со-ля-си», малодушно сдаюсь и соглашаюсь просто следить, как учатся другие.
— У нас не курсы, а занятия для любителей, — объясняет преподаватель по церковному пению Мария Воробьева. — Задумывались они как уроки для прихожан нашего храма, чтобы во время службы они могли петь молитвы. Но когда к нам приходят люди из других приходов, мы никого не выгоняем, занимаемся и с ними. Ученики наши все без музыкального образования, большинство тоже не владеет нотной грамотой. Но если человек хочет, то медленно, потихоньку он осваивает технику.
«Паки, паки, иже херувимы»
За три года, что существует хоровая школа, сложился свой костяк. В основном это мужчины 40+, которые в свободное от работы время помогают священникам на алтаре вести службу. Для них воскресный день начинается раньше всех — им надо быть в храме за час до литургии, т.е. около шести утра. Вполне естественно, что после службы на уроке под мирное распевание молитв они начинают придремывать, и потому педагог периодически прерывает пение грозным: «Леша, не спи!» Леша, самый молодой пономарь, вздрагивает, обводит сонным взглядом класс и пытается вклиниться в общий хор.
Урок, как и положено в учебном заведении, длится 45 минут, после чего все записывают домашнее задание. Сегодня задали за неделю выучить пасхальные стихари. Объем вроде небольшой, но ученики в будни работают и служат. К тому же стихари, как и большинство звучащего в православных храмах, написаны на непонятном для современного человека церковнославянском языке. Из него знакомы лишь крылатые киношные фразы про «житие мое» и «паки, паки, иже херувимы». Но даже если они вам и встретятся в тексте, радоваться рано — это лишь капля в море среди многочисленных «славься», «глаголя» и т.д.
— На церковнославянском тяжелее петь, чем на русском?
— Новичкам сложно привыкнуть, что на церковнославянском языке надо читать так, как написано. Не «ево», а «его», не «бох», а «бог». Но потом уже не обращаешь внимания и произносишь, как положено.
— А зачем вообще в храме петь?
— «Отче наш» и «Символ веры» должны петь прихожане, для этого и нужны наши уроки. Настоятель отец Владимир мечтает, чтобы все прихожане могли исполнить молитвы. Эффект знаете какой, когда весь храм начинает петь? Соборность ощущается, а для этого надо учиться. Мы же не только церковные тексты учим, но и другие. Во время трапезы, которая является продолжением службы, можно петь народные песни. Но в храме должны звучать исключительно молитвы.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора
Кстати
Первое в истории города соглашение о сотрудничестве между администрацией краевого центра и Хабаровской епархией подписано в мае 2011 года. Оно подразумевает взаимодействие в области оказания социальной реабилитационной помощи незащищенным слоям населения, проведение совместных просветительских, культурных, благотворительных мероприятий в городе, взаимодействие в области сохранения объектов, являющихся памятниками истории и культуры.