Границы гостеприимства
logo

Темы номера

Границы гостеприимства

 Более 50 тысяч иностранных туристов посетило Хабаровск в прошлом году. С 2014 года этот показатель вырос в четыре раза.  

Такие данные привел и.о. начальника управления международных связей администрации Андрей Хоменко на очередном заседании городского совета по предпринимательству. Главной темой обсуждения стало развитие туризма и индустрии гостеприимства.

— Основной поток иностранных туристов приходится на КНР, Республику Корею и Японию, — сказал Андрей Хоменко. — По данным Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, число иностранцев, посетивших наш город с туристической целью, увеличилось в четыре раза и составило в 2018 году 50 тысяч 653 человека. Это связано со значительным ростом турпотока из Южной Кореи. Повлияло увеличение спроса на шопинг-туры, пакетные предложения с заездом во Владивосток, Хабаровск, на озеро Байкал.

Сложившаяся ситуация положительно сказалась на городской экономике. В прошлом году муниципальный бюджет дополнительно получил налоговые доходы в размере 30,7 млн руб. К слову, на сегодня в Хабаровске работают 74 туроператора, более 150 туристических агентств. Как российских, так и иностранных туристов готовы принять 62 гостиницы, часть из которых аккредитованы с присвоением категории звездности. В том числе одна гостиница на пять звезд, три — на четыре звезды и восемь — на три.

То есть Хабаровск обладает хорошей базой для формирования туристической отрасли. А это само по себе напрямую влияет на социально-экономическое положение города, его узнаваемость, как внутри страны, так и за ее пределами. В то же время у местных властей фактически отсутствуют полномочия по развитию сферы туризма.

— Мы предпринимаем шаги по изменению такого подхода, — продолжил Андрей Хоменко. — Подготовлено предложение в правительство Хабаровского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в 131-й федеральный закон в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма. В дальнейшем эта инициатива должна быть вынесена на рассмотрение депутатов Государственной думы. 

— У администрации города нет полномочий по развитию туризма, но есть такое право, — отметил председатель городского совета по предпринимательству Андрей Веретенников. — Поэтому мы инициируем данную ситуацию и выступаем с ходатайством к мэру создать подразделение, которое будет за это отвечать. Общая концепция развития туристической отрасли в городе должна быть в зоне ответственности администрации.

Опыт соседей

Своими инициативами в ходе заседания поделились и непосредственные участники туристического рынка.  

— Не секрет, что въездному туризму в Хабаровске сегодня не хватает продвижения, — сказала председатель правления Дальневосточного регионального сообщества туриндустрии Анастасия Степашко. — За границей о нашем городе действительно мало знают. Также волнует то, что китайские группы обслуживаются на территории Хабаровска самостоятельно, без привлечения российского бизнеса. А это запрещено федеральным законом «О туризме».

Такое положение дел приводит к тому, что число въезжающих растет, а объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в расчете на одного туриста снижаются.

— Хочу отметить, что это проблема прежде всего наша, а не китайской стороны, — продолжила Анастасия Степашко. — Они лишь пользуются ситуацией, в том числе недостатком контрольно-надзорной деятельности. Есть успешный пример Приморского края, где выработан комплекс мер. У них начиналось все с того, что на 72 часа с последующей депортацией были задержаны руководители китайских туристических групп. В результате поток туристов не уменьшился, о чем пытались предупреждать, но зато выросли поступления в бюджет, и туристический бизнес Приморья получил возможность развиваться.

 — В администрации города скопилась критическая масса предложений по развитию туризма, которая должна вылиться в реальный результат, — отметил начальник управления экономического развития Александр Анисимов. — Даже если реализовать 10 процентов от того, что есть, отрасль кардинально изменится. Значение сферы услуг в ближайшие годы будет нарастать. Сегодня в Государственной думе проходит второе чтение закон «О социальном заказе». Он будет способствовать тому, что бизнес города получит заказы на миллиарды рублей в сфере услуг. Вам нужно быть готовыми эти деньги освоить.

По итогам рассмотрения вопроса участниками заседания принято решение до 15 апреля создать рабочую группу из представителей администрации и бизнес-сообщества для разработки концепции развития въездного туризма в Хабаровске. 

Нужны предложения

Одной из ключевых тем, рассмотренных на совете, стало взаимодействие бизнеса с департаментом муниципальной собственности. Особое внимание при этом уделили размещению наружной рекламы.

— Сегодня в Хабаровске зарегистрировано 6,5 тысячи объектов наружной рекламы и информации с общей площадью конструкций 111 тыс. кв. м, — сообщил директор департамента Дмитрий Ганичев. — В ноябре 2018 года проведена коллегия при мэре города, где поставлены задачи по оптимизации наружной рекламы. В феврале организована и проведена рабочая встреча с представителями рекламного сообщества краевого центра и рекламных агентств из других городов, которые работают у нас.

В итоге сформирована экспертная комиссия и определены вопросы, которые нужно решить. Они касаются критериев размещения рекламных конструкций, сокращения мест под установку, возможности проведения торгов на право заключения договора в форме аукциона и т.д.

— Сбор предложений продолжается, мы открыты для сотрудничества с предпринимательским сообществом, — добавил Дмитрий Ганичев.

— Коллеги, у нас с вами есть десять дней, обязательно нужны предложения по прозвучавшим сегодня вопросам, — подвел итог заседания совета Андрей Веретенников. — Протокол является основой, но в него нужно внести еще очень много дополнений, чтобы реально повысить эффективность работы.

Илья АВЕРИН, фото Ивана ПЕЧНИКОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)