Темы номера
Этому коллективу всего один год, но он уже хорошо известен своим участием во многих значимых для города и края праздниках и фестивалях. Свой первый день рождения оркестр отметит полноценным концертом.
Смена регистров
На сцене большого зала колледжа искусств, где проходит очередная репетиция, — школьники и студенты. Громко переговариваются, шутят, смеются, шумят, как и положено молодым, когда они собираются большой компанией. Если бы не инструменты в руках, то можно и не догадаться, что это музыканты единственного на Дальнем Востоке детско-юношеского оркестра. Но стоит только руководителю взмахнуть дирижерской палочкой, картина кардинально меняется: тишина, серьезные лица, сосредоточенный взгляд — просто другие люди.
— Сразу после окончания института искусств в Красноярске меня назначили дирижером в студенческий оркестр. Вот там мне приходилось включать регистр Карабаса-Барабаса, чтобы была дисциплина: с одной стороны, еще вчера учились вместе, с другой — на мне ответственность, спрос, как с педагога, — рассказывает Руслан Антипинский, дирижер детско-юношеского оркестра и главный дирижер Хабаровского музыкального театра. — Но со временем понимаешь, что это не метод. Да и мне он не близок, если честно. Важно уметь договориться. С ребятами веду себя так же, как и с взрослыми музыкантами, — где-то демократично, где-то лояльно. Хотя иногда вынужден их «встряхнуть»: часто мы занимаемся без перерыва почти полтора часа, дети устают, внимание рассеивается. Тогда, бывает, и прозвучит Карабас- Барабас. Но такая у музыкантов работа.
В темпе вальса
Репетиция окончена, музыканты с невероятной скоростью собирают ноты, укладывают инструменты и разбегаются. Не только потому, что зал колледжа расписан по минутам, — впереди еще масса важных дел. Оркестранты — студенты колледжа искусств, института культуры и учащиеся музыкальных школ Хабаровска. Им необходимо еще осваивать теорию музыки, сольфеджио, специальность, другие предметы. И, как мудро заметил на бегу один из юных музыкантов, «общеобразовательная школа отнимает очень много времени». Плюс разучивание партитур для оркестра, которые, по словам Руслана Викторовича, довольно непростые:
— Конечно, музыка должна быть доступна юным музыкантам по технике. Но я всегда программу даю чуть-чуть завышенную для их возможностей, чтобы был процесс роста, преодоления. Еще очень важно для детей, чтобы музыка для них была узнаваема и обязательно нравилась. Когда я раздал партитуры с произведением Чайковского, ребята очень обрадовались и с энтузиазмом взялись за работу. А ее у них очень много.
Сегодня в репертуаре детско-юношеского оркестра концерт № 3 для фортепиано с оркестром, «Выходной марш» из фильма «Цирк» Исаака Дунаевского, хоровая композиция Карла Орфа «О, фортуна», музыка Петра Чайковского из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», «Санктус» Карла Дженкинса и еще много всего интересного, сложного, яркого, красивого.
— Мне нравится все, что мы исполняем, — признается ученица музыкальной школы № 4 Валерия Милехина. — Вот абсолютно каждое произведение вызывает какие-то свои особые эмоции. Но самое любимое, конечно, — вальс из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, я вообще очень люблю этого композитора.
Тема урока: «Чистка ботинок»
Когда Руслан Антипинский рассказывает о своих юных коллегах, на его лице непременно появляется улыбка:
— У меня давно была мечта — соединить оркестр с хором. На нашем отчетном концерте мы будем выступать с коллективом музыкальной школы № 1. Когда дети играют и поют вместе — это так здорово! Какая-то невероятная энергетика окутывает зал. Вот ради этих моментов и хочется трудиться.
— Для меня занятия в оркестре — это очень большой и хороший опыт, — рассказывает Варвара Лай, студентка колледжа искусств. — А кроме того, мне просто очень нравится в этом коллективе. У нас на репетициях всегда такая теплая и дружеская атмосфера. Руслан Викторович нам очень помогает, а мы — ребятам помладше, у которых пока меньше опыта. Конечно, он может сделать довольно строгое замечание, если кто-то не выучил партитуру. Но это очень редко бывает: всем нравится заниматься в оркестре и на занятия музыканты обычно приходят подготовленные.
Замечания руководителю приходится делать и по другим, не менее важным, с его точки зрения, поводам.
— Я однажды просто опешил во время концерта, — рассказывает Руслан Викторович. — Вот-вот откроется занавес, и тут я замечаю, что у одного из музыкантов нечищеная обувь! Пришлось немножко поругать. Но зато больше таких инцидентов не было ни с кем и никогда — приходят просто лакированные! Это тоже, я считаю, учебный процесс: все величайшие артисты учились, как правильно одеться, подать себя, выйти на сцену.
Уже с мая струнная группа коллектива начнет готовиться к гастрольному туру в Харбин. А затем — разучивание нового репертуара, выступления на городских праздниках. А спустя два-три года, уверен Руслан Антипинский, оркестр сможет давать самостоятельные концерты. Во всяком случае, у ребят есть большое желание, и ему этого очень хочется.
Екатерина СПЕРАНСКАЯ, фото Семена СИМОНЕНКО
Кстати
Отчетный концерт детско-юношеского симфонического оркестра состоится 20 апреля в 15.00 в ГДК.