Темы номера
Безнадзорные животные — острая проблема в наше время. Решать ее представителям власти помогают неравнодушные люди.
Каким образом? Открывая специализированные приюты, где о животных заботятся, при необходимости лечат и выхаживают, а затем находят им дом.
Лаем, но не кусаем
Громким и дружным «гав» встретили четвероногие гостя в моем лице. При этом все они виляли хвостами и с любопытством рассматривали через решетку вольера, кто же к ним пожаловал. С неменьшим интересом я вглядывалась в их мохнатые мордочки.
— Раньше занималась передержкой животных, а после поняла, что надо открывать свой приют, — рассказывает хозяйка «Теремка» Анна Ермакова. — Кстати, думала об этом с детства, но реализовать идею удалось только в 2010 году. А разместились мы на участке моего отчима в Краснофлотском районе.
Создавать все хрупкой девушке пришлось своими силами. Конечно, строить Анне не приходилось (только если помогать). А вот денежные средства, которые требовались на возведение приюта, хабаровчанка искала сама. Так на земельном участке появились два вольера и при них шесть помещений. В большинстве предусмотрели отопление, чтобы животные не мерзли зимой.
Ждать долго первых постояльцев не пришлось, в считаные дни приют оказался наполнен бездомными собаками и кошками.
— У нас могут содержаться до 70 животных. Больше не берем, так как условия содержания ухудшатся. Пристроить всех вряд ли удастся, да и где брать столько средств на корм и лечение, — говорит Анна.
Четвероногое гостеприимство
После беседы с хозяйкой приюта мне не терпелось познакомиться с обитателями учреждения и увидеть, в каких условиях они содержатся.
— Пойдемте сначала к кошкам, — позвала сотрудница приюта Елена Лапшина, открывая дверь первого вольера.
К моему удивлению, мяуканья я не услышала. Зато ко мне навстречу выскочил пес внушительных размеров, явно бойцовской породы.
— Ну все, пиши пропало, — пронеслось в голове, как вмешалась Елена и, улыбнувшись, заверила, что добродушнее Цезаря в приюте никого нет. Через мгновение в этом убедилась и я. Здоровенный пес оказался редкостным душкой: не прекращая терся о мои ноги, прося ласки и абсолютного внимания к собственной персоне.
— Здесь содержатся кошки и всего три собаки — новенькие и 15-летний Цезарь. Первые здесь для того, чтобы немного привыкли к условиям содержания, а нашего ветерана не любят другие обитатели. Зато с кошками он ладит замечательно, — пояснила Елена и открыла дверь в комнату, где они содержатся.
На меня уставились несколько десятков глаз. Условия оказались более чем комфортными: тут вам и расписные стены, и полочки-лежанки, и миски с едой, а главное, тепло… Усатые явно довольны своим временным домом.
— Где берете постояльцев? — интересуюсь у работницы.
— С улицы приносят, сами находим. Некоторые животные попадают к нам в ужасном состоянии. Кого-то сбила машина, кто-то был истощен. Сердце кровью обливается, когда видишь, до чего доводит безответственность людей.
Надеются и ждут
После того как перегладила почти всех усатых и, конечно же, Цезаря, Елена повела меня ко второму вольеру. Сколько там содержится собак, посчитать не удалось. Но при виде того, как псы виляют хвостиками и подходят к решетке, заглядывая прямо в глаза с надеждой, что пришли именно за ними, появился ком в горле.
— В среднем удается пристроить за месяц 8—10 животных. Всего же за годы работы приюта свой дом нашли более двух тысяч наших питомцев. А вот некоторых уже не отдаем. Например, Цезаря забирали четыре раза, а потом возвращали. Все потому, что характер у него раньше был непростой. Сейчас он старенький, ни к чему эти переезды. Для любой собаки это стресс, они переживают, а людям безразлично. Берут животное, как вещь. Поигрались, потом что-то не так — и выкинули, — с грустью сказала хозяйка приюта.
На грани выживания
Помощь со стороны государства частным приютам для животных не предусмотрена. Выживать «Теремку» приходится за счет пожертвований неравнодушных хабаровчан и средств хозяйки.
— Мы живем одним днем. У нас нет уверенности, что приют не закроется через месяц, — говорит Анна. — Постоянно сталкиваемся с тем, что средств вообще нет. Приходится занимать у знакомых. Ведь ежедневно требуется не меньше 2 тыс. руб. только на корм. Плюс надо платить работникам, что-то ремонтировать, лечить животных.
Присутствует и волонтерская помощь. Правда, добровольцы посещают приют нечасто.
— Большинство людей думают, что, придя к нам, они поиграют, пофотографируются с животными и уйдут. Но нет. Это грязная и тяжелая работа. Редко такие помощники возвращаются, — пояснила девушка.
До сих пор приют существует лишь за счет милосердия горожан. Люди переводят на счет учреждения кто сколько может. Нередко пытаются помочь продовольствием. Но такие презенты работники отвергают.
— Мы не кормим питомцев чем попало. Варим определенные крупы. А большинство сердобольных граждан не знают, что животным можно, а что нет. Люди думают, что деньги мы тратим на себя. Но это совершенно не так. Я вообще ничего не зарабатываю на этом, несу только убытки. Но это неважно. Главное, что наша команда делает этот мир чуточку добрее, — подытожила Анна Ермакова.
Юлия МОЛЧАНОВА, фото автора
Кстати
В администрацию города регулярно поступают жалобы от хабаровчан на стаи безнадзорных животных. Чаще всего обращаются жители многоквартирных домов Индустриального и Железнодорожного районов.
— Согласно заключенному муниципальному контракту отлов и содержание безнадзорных животных выполняет МУП «Специализированный производственный комбинат коммунального хозяйства», — говорит начальник отдела городского управления ЖКХ и ЭЖФ Ирина Грошева. — На 18 апреля предприятием отловлено 289 собак. Все они осмотрены, обработаны от паразитов и получили вакцину от бешенства. После 12-дневного содержания часть животных выпускается обратно, а некоторые обретают хозяев благодаря сотрудничеству комбината с зооволонтерами из группы «Ангел-Хранитель».