Темы номера
Исполнилось 74 года великой Победе. И в этот день в каждом городе нашей страны прошли колонны «Бессмертного полка».
Для нашей семьи, которая свято чтит память отцов и дедов, стать участником «Бессмертного полка» почетно. Мой дедушка Борис Григорьевич Езерский прошел всю войну, горел в самолете, освобождал Ленинград, неоднократно летал к чехословацким партизанам, брал Берлин. Для меня, брата и моих детей он образец мужества, доблести и большой ответственности за страну, которую освобождал. Дед командовал 7-м гвардейским бомбардировочным Гатчинским краснознаменным авиаполком. В нем служил старший сержант, стрелок-радист Леонид Рогожин. С его внуком Игорем Несветаевым, живущим в Москве, всегда на связи, потому что он сумел в архивах Минобороны разыскать потомков 930 летчиков, техников, обслуживающего персонала этого соединения. Для «Бессмертного полка» он сформировал поистине уникальный плакат, на котором 124 фотографии участников войны и еще 806 фамилий. Еще Игорь создал сайт по 7-му авиаполку, ведет огромную переписку с детьми и внуками участников войны, обменивается фотографиями и архивными документами.
Есть на этом плакате и наш дед, гвардии полковник Езерский. С помощью Игоря мы узнали о некоторых фактах из биографии Бориса Григорьевича. Так, в его летной книжке за 25 и 26 января 1944 года записано просто: «Бомбометание ж.д. станции Сиверская». Он же прислал нам копию боевого донесения за № 89. В нем записано время полета, маршрут, количество бомб, сброшенных на врага.
Еще один пример. В сентябре 1944 года Езерский проложил воздушный мост для оказания помощи партизанам Чехословакии по маршруту Львов — аэродром «Три дуба» в Карпатах недалеко от города Бянска-Быстрица. По этому маршруту ежедневно уходили советские самолеты с техникой и вооружением для повстанцев, которые оказали огромную помощь корпусу генерала Свободы, сумевшему до подхода Красной армии удерживать этот район. Один из экипажей 7-го авиаполка в сложнейших метеоусловиях ночью вывез с аэродрома «Три дуба» золотой запас Чехословакии в количестве 21 ящика во Львов. После освобождения страны в 1945 году все золото, а это более тонны, было возвращено. В память о тех событиях в городе Бянска-Быстрица на постамент установлен самолет Ли-2 авиаполка Езерского.
Всю свою мирную жизнь он прожил в Хабаровске, стал почетным гражданином этого города, для которого сделал очень много. Борис Григорьевич более 20 лет возглавлял Дальневосточное управление гражданской авиации, но никто из сослуживцев не считал его кабинетным работником. ДВУГА охватывало территорию более 3 млн кв. км, и на ней необходимо было оборудовать современные аэровокзалы, взлетные полосы, базы для техобслуживания гражданских самолетов. Борис Григорьевич сам выбирал площадки под строительство аэропортов Владивостока, Магадана, Южно-Сахалинска, Анадыря, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского и, конечно же, Хабаровска. Он осваивал реактивные самолеты, учил молодых летчиков пилотированию, принимал у них экзамены. С легкой руки Бориса Григорьевича появились большие жилые микрорайоны и социальные объекты в Авиагородке, на улицах Ким Ю Чена, Гайдара, Панькова, Краснодарской.
А недавно мы получили письмо из Словакии от журналиста Стано Бурса, который воссоздает историю освобождения своей страны. И ней он тоже рассказывает о Борисе Григорьевиче и его авиаполке. Для настоящих патриотов Чехии и Словакии русские летчики герои, освободившие всю Европу от коричневой чумы. В своем письме Стано Бурса пишет: «Высылаю вам ранний привет из Словаки. У нас облачное небо и -5 температура. Но мне тепло на сердце. Лицо Бориса Езерского мне знакомо, я хотел познакомиться с ним много лет мазад. Он опытный летчик, который всегда служит примером для наших авиаторов. Скоро я завершу свою книгу и надеюсь, что сумею вам ее передать. Дороже памяти нет ничего. В эту книгу войдет фото, на котором командир авиаполка Езерский делает разбор полетов».
Наталья ТРУНИНА, фото из семейного архива