Темы номера
Кто виноват и что делать пытались выяснить на брифинге в минсоцзащиты, посвященном запуску проекта по социальным транспортным картам (СТК).
Хотя речь шла как раз не о запуске, а о срыве.
Сплошные плюсы
Этот проект уже войдет в историю края как один из самых скандальных. Противоречие его заключается в том, что минсоцзащиты раздало льготникам карты, по которым они имеют право расплачиваться за проезд с 1 июня, но хабаровские перевозчики пока не смогут обслуживать пассажиров по СТК. Почему?
— Существует реальная угроза, что проект не будет реализован в Хабаровске, — говорит Светлана Петухова, министр социальной защиты Хабаровского края. — Перевозчики не подписали соглашение, хотя им это должно быть выгодно. По информации управления транспорта, доходы перевозчиков после внедрения городской транспортной карты увеличились на 20 процентов. Второе преимущество — федеральные льготники гарантированно принесут им 1,5 млн руб. Эти деньги, выделенные правительством, они смогут тратить только на оплату проезда. Сегодня подписали соглашение с шестью перевозчиками, но в основном они обслуживают пригород. Имена они просили оставить в тайне, чтобы не было давления со стороны администрации.
Кстати, самих транспортников утверждение про угрозы от мэрии удивило, как и заявление про гарантированную прибыль. По их словам, мэрия ни на кого не давит, а проект их пугает перспективой повторить судьбу муниципальных перевозчиков Хабаровска, которых льготники довели до банкротства.
— Мы готовы включиться в программу и перевозить льготников, кстати, сегодня уже сделали бесплатный проезд для инвалидов из общества слепых. Но мы боимся, что, подписав это соглашение, подпишем себе приговор, — переживает Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Союз независимых перевозчиков Хабаровска». — Мы просим карту «МИР» и чтобы 2,9 процента за транзакции взяло на себя министерство, раз это их проект. Иначе мы разоримся! А перевозчики и так все в кредитах, которые брали для обновления парка. У нас даже валидаторы в кредит взяты!
Когда в товарищах согласья нет
В Хабаровске в реальность проекта поверили 6 675 человек — столько льготников написали заявления на получение карты. Теперь у министерства остались буквально часы, чтобы решить, как выйти из создавшегося положения. Права самой незащищенной категории граждан на финансовую поддержку для оплаты проезда отнять нельзя. Пообещали — придется обеспечить.
— По правилам мы платим ЕДВ за текущий месяц, значит, в июне мы должны эту выплату произвести, — продолжает министр. — На это потребуется 1 млн руб.
Однозначного ответа на вопрос, кто же виноват в срыве проекта, так и нашли. Край кивает на город, перевозчики пеняют краю, что те не внесли их коррективы в соглашение, без чего отказываются подписывать сей документ. Московский оператор, выигравший конкурс по обслуживанию проекта, молчит. Министерство обещает написать письмо губернатору и ждет, что на ситуацию обратят внимание контрольно-надзорные органы.
— С перевозчиками мы встречались неоднократно, — уверяет Петухова. — Выполнили все, что они просили: программа будет интегрироваться в существующую, не понадобится второй валидатор, перечислять деньги будем не один раз в месяц, а три: 8, 18 и 28 числа. Они говорят, что не хотят 2,9 процента оператору платить, при этом сейчас городскому они платят 5 процентов. Пока даже муниципальный перевозчик не дал согласия, хотя с ним мы беседовали индивидуально.
Проект по социальным транспортным картам — последний козырь в предвыборной кампании бывшего губернатора — в министерстве намерены воплотить в жизнь, несмотря ни на что. Светлана Петухова заявила, что он все равно будет запущен, хоть и немного позже.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото www.khabkrai.ru