Темы номера
Дату образования Приамурского генерал-губернаторства, имена всех глав региона, начиная с Корфа, и куда впадает Амур, должны точно знать таксисты.
В этом убеждены организаторы всероссийского конкурса «Лучший таксист России». На днях в Хабаровске прошел региональный этап, победитель которого отправится бороться за это звание в Сочи. Ну и за приз, конечно же.
История одного города
Попасть на конкурс — уже маленькая победа. Условия отбора кандидатов настолько жесткие, что из многочисленной таксистской братии на состязания вышли только 13 водителей. Судите сами: российское гражданство, стаж не менее трех лет по водительскому удостоверению, действующее разрешение на осуществление деятельности, отсутствие штрафов за 2019 год по ПДД и аварий в течение ближайших трех лет по вине таксиста. Больше всего желающих отсеялось как раз на нарушениях правил.
Конкурсантам требовалось одолеть теорию и показать навыки вождения на автодроме. Победитель определяется по сумме набранных баллов. Практика — упражнения по скоростному маневрированию и плавности хода со стаканом воды на крыше. Теория — знание ПДД, оказания первой медицинской помощи, технического устройства автомобиля, законодательства и истории родного края. Если с остальными требованиями все понятно, то зачем таксистам история?
— Обязательно нужна! Вдруг пассажир спросит, а ты и не знаешь, что ответить, — убеждает почетный гражданин Хабаровска Анатолий Насыров, член конкурсной комиссии. — Я в 1973 году победил на конкурсе таксистов в Хабаровске. У нас было задание максимально быстро и с наименьшей тратой бензина отыскать улицу. Как сейчас помню, мне досталась Минометная. Причем найти ее надо было без карты, а о навигаторах тогда и не слышали. Вытянул билет с названием улицы, например, расскажи, когда названа, как раньше именовалась и почему, что на ней расположено. Мне повезло, потому что одно время катал интуристов с гидами и слушал, что они рассказывали о городе.
Это вам не Евровидение
— Конкурс проводим второй год подряд и отмечаем, что становится все больше участников. В прошлом году отозвались 17 регионов, в этом — 30, а на следующий уже хотят заявиться 50, — рассказывает Кирилл Казанин, руководитель федерального проекта, представитель общественного совета по развитию такси. — Сейчас такси переживает не лучшие времена, хотя эта сфера развивается и динамично меняется. Миллионы людей по всей стране ежедневно пользуются услугами такси, но уровень обслуживания порой оставляет желать лучшего, как и водители. Конкурс способствует повышению качества, улучшению навыков вождения. В финале участникам помимо обычных заданий надо презентовать свой город и край в творческом конкурсе. Мы не Евровидение и не ограничиваем их в количестве выступающих на сцене. Пожалуйста, привозите с собой группы поддержки, делайте шоу, чтобы достойно представить свой регион.
Первым делом всех участников отправили на медосмотр — за руль без допуска врача садиться нельзя. Двое таксистов дальше медкабинета уже не прошли: от волнения подскочило давление, и их дисквалифицировали. На теорию попали только 11 человек.
— Да нормальные вопросы, я на 100 процентов ответил, — выходит первый конкурсант Илья Леонов. — Теория мне сразу была не страшна, а вот упражнение со стаканом воды… Асфальт же неидеальный, боюсь, расплещу. Вот если б мы ехали по участку от Дикопольцева по Лейтенанта Орлова до Краснореченской — там точно стакан не шелохнется!
Покорители дорог
Единственной женщине на конкурсе достался «фартовый» 13-й номер. И к шуточкам о дамах за рулем добавились еще и рассуждения о счастливой цифре. Кстати, проявить свою чудесную магию номер успел еще до того, как попал к Ирине, — 13-м должен был стать водитель, которого срезала медкомиссия.
— У меня водительские права с 16 лет, но сначала я ездила на мотоцикле, потом выучилась на другую категорию, — говорит Ирина Завалишина. — В такси пошла, потому что очень люблю водить. Вообще, я мужчинам не конкурент, и это понимаю, они же рождены быть покорителями дорог! Но я попытаю свои силы, хотя бы буду знать, что могу.
А вы знали, что у таксистов особое отношение к представительницам слабого пола? Настолько, что даже примета есть: села к тебе первой за смену пассажирка — считай, весь день насмарку!
— Ну есть же поговорка «Женщина на корабле — жди беды», — пытается объяснить таксист Илья. — Хотя среди водителей-таксистов женщины уже не редкость, и водят они аккуратнее, чем мужики. Единственное, им тяжело, если вдруг что-то случится в пути. Конечно, коллеги подъедут и помогут, но самой то же колесо поменять трудно.
Лево руля!
Коварство практического задания в первую очередь в том, что на автодром пригнали леворульную машину на коробке. Хабаровские таксисты оглядели ее настороженно, посидели за рулем и вынесли вердикт: праворульный автомат родней и лучше.
— Мы знаем, что у вас в основном все на праворульных ездят, — признается Кирилл Казанин. — Но правила конкурса едины для всей страны, и на финале тоже будет коробка и левый руль. Так что пусть привыкают.
Строго по регламенту конкурса подобран и граненый стакан, который еле отыскали в хабаровских магазинах. Посуду приобретали с запасом, из расчета по стакану на каждого участника.
На старт выходит первый участник, забывает пристегнуться. Благо коллеги тут же напомнили о ремне, на этом тоже можешь потерять баллы! Взмах белого флажка, машина дернулась и застыла, не сдвинувшись даже за линию старта. Коварная коробка подвела участника! Время потеряно, таксист растерялся и поехал мимо обозначенного маршрута, роняя ярко-оранжевые конусы по пути.
Один за другим садятся в «ниссан» водители и пытаются одолеть дистанцию. Меньше всего со стороны это маневрирование похоже на скоростное.
— Это все из-за коробки, мы к ней не привыкли, — рассуждают таксисты. — Да еще волнение — куда от него деться! На дороге-то маневрируем гораздо лучше.
Состязание преодолели все участники. По количеству набранных баллов в личном зачете лучшим стал Дмитрий Иванов, который будет представлять наш край в октябре в Сочи.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора