Темы номера
— А теперь представьте, что вы в Нарнии, — говорит заведующая экскурсионным отделом Гродековского музея Ирина Вакуленко и ныряет под занавеску с нарисованной на ней старинной картой.
Это такая специальная Нарния, в основном для взрослых. Вид поскромнее, но чудес не меньше. Вход в нее, правда, через дверь в середине музейного зала на третьем этаже. Но платяной шкаф встречает прямо у входа с той стороны. И он полон настоящих сокровищ.
— Вот это форма Игоря Войнаровского, знаменитого артиста краевого театра музкомедии, — Ирина Николаевна извлекает на свет блекло-сизую робу.
За ней следуют красивый фрак с атласными лацканами (парадный смокинг выдающегося пианиста Вячеслава Соболевского) и черная двойка с пиджаком (костюм Георгия Пермякова, переводчика последнего китайского императора Пу И). Сам шкаф, по словам нашего проводника, тоже непростой: семейную реликвию, сделанную вручную в 1940-м, еще до войны, передала музею хабаровская семья.
Кто живет в ящике
Необычные экскурсии Гродековский презентовал весной, к своему 125-летию. Теперь даже простой посетитель может попасть в самые секретные его уголки.
— Вообще, у нас 11 фондохранилищ, в которых находится около 460 тысяч (!) музейных предметов, — объясняет Ирина Николаевна. — То, где мы сейчас, — самое крупное по площади. Здесь можно увидеть естественно-научную и историко-бытовую коллекции.
А еще есть мемориальная, этнографическая, археологическая… Но, поверьте, простому зрителю хватает и двух. Помещение буквально снизу доверху заполнено редкостями: они хранятся на специальных полках, в старинных буфетах, сундуках, комодах… И у всех, конечно, своя история.
— Например, этот металлический керосиновый фонарь XIX века принес нам заслуженный учитель России, — экскурсовод указывает на неприметный с виду прибор. — Его нашли ученики школы № 1 в куче хлама, когда собирали металлолом…
Затем она ведет рукой вверх, и мы видим ящик с покатыми боками и сеткой впереди — это старинная радиола дальневосточного писателя, охотоведа, почетного гражданина Хабаровска Всеволода Сысоева. И прямо на ее ценном фасаде красуется выразительная дыра.
— Происхождение этого таинственного отверстия нам объяснила дочь писателя Ольга Всеволодовна, — лукаво улыбается Ирина Вакуленко. — Это сейчас нам совсем не кажется странным видеть в руках у пятилетнего ребенка современный гаджет. А тогда дети не могли не только приблизиться к заветной технике, но и понять, откуда звук. А потому и пытались всеми силами найти того, кто сидит в загадочном ящике…
К сожалению, говорящий гном успел сбежать из радиолы до того, как маленькая Оля прорвала сетчатую блокаду. Зато она сделала папину технику единственной в своем роде.
Большое спасибо скелету!
Слева притаился черный китайский комод с сейфом в потайном ящичке. Справа оперлось на стеллаж бережно укутанное чучело изюбря. Над ним парит макет парусника потрясающей красоты и детализации. А прямо перед нами… огромные кости, накрытые полиэтиленом.
— Скелетов морской коровы Стеллера в мире всего 15, —Ирина Николаевна становится серьезнее. — У нас самый полный. Но он уже давно требует реставрации, а в Хабаровске попросту нет таких специалистов. Так что экспонат стоит в очереди к московским экспертам.
Между прочим, раньше у нас их вообще было два. Но второй предприимчивые земляки продали в Европу — именно эти деньги и легли в основу первого корпуса Гродековского музея. Так что все не зря.
Мы идем дальше, а глаза продолжают разбегаться. Стол с подробной картой Забайкалья по состоянию на 1913 год, вывезенный из Маньчжурии и стоявший в комитете Госбезопасности. Черно-золотой буддийский алтарь, привезенный из Порт-Артура после Второй мировой войны. Небольшой ящик из темного дерева для хранения бабочек, сделанный австро-венгерскими военнопленными при Владимире Арсеньеве и теперь не менее значимый, чем сами насекомые.
— Берегите головы! — вдруг предупреждает экскурсовод.
Нас ждет путь наверх по узкой лесенке.
Мир за решеткой
Там, под самым потолком (не каждый сможет разогнуться), — новые сокровища. Подпирают друг дружку резные диваны. Один из них, черный и ажурный, сделан в Китае, другой, поскромнее и с зеленой обивкой, найден на местной свалке. Да, бывает и такое. В комоде притаились часы разной степени ценности, в том числе швейцарские и именные, принадлежавшие, к примеру, Георгию Пермякову и лыжнице Ольге Хмарской, совершившей переход Сахалин — Хабаровск.
Спускаемся обратно и видим дверь за решеткой. Это святая святых — место хранения этнографической коллекции и уникальных предметов из стран АТР. Другими словами, Нарния в Нарнии, куда даже научные сотрудники попадают по специальным пропускам.
— Предметы этих коллекций зачастую существуют в единственном экземпляре, и больше такие не достать, — замечает Ирина Вакуленко. — Так что стараемся их сохранить.
Последний раз окидываем взглядом тайный музейный мир и выныриваем прямо в зал современной истории края. Наше путешествие окончено. Но его теперь можно повторить.
Дарья УЛАНОВА, фото автора