От «Золота» к Востоку
logo

Темы номера

От «Золота» к Востоку

 На вопрос «Какой самый популярный туристический маршрут нашей страны?» подавляющее большинство сегодня ответит: «Золотое кольцо России».

И это будет вполне справедливо. Действительно, самый посещаемый маршрут, которому уже более полувека. Но знаете ли вы, что совсем недавно у «Золотого кольца» появился конкурент на востоке страны? Его так и назвали «Восточное кольцо».

О том, что из себя представляет этот маршрут и какую роль в нем играют Хабаровск и Хабаровский край, мы побеседовали с консультантом отдела развития комитета по туризму министерства культуры региона Екатериной Мубаракшиной.

Откуда есть пошел…

— Екатерина, когда впервые прозвучало словосочетание «Восточное кольцо»?

— Межрегиональный туристический проект «Восточное кольцо России» был презентован на Тихоокеанском туристском форуме в 2016 году. Его участниками, помимо Хабаровского края, стали Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области, ЕАО, Чукотский автономный округ. Главной целью стало соединить лучшие места в единые маршруты и дать возможность туристам посетить уникальные места каждого региона.

Проект федерального масштаба?

— Да. Соглашение о его реализации подписали Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму и регионы-участники.

— Как Хабаровский край участвует в этом проекте, с какими маршрутами мы туда входим?

— Наш регион на протяжении нескольких лет участвует в межрегиональных маршрутах. Что касается именно «Восточного кольца», то сюда мы вошли в рамках маршрута «Восточное ожерелье», или «Жемчужное ожерелье Хабаровского края». Туроператоры предлагают его именно под таким названием, и туристы так же его знают.

— Что предлагает этот маршрут?  

— В его программу входит обзорная экскурсия по историческим местам Хабаровска с возможностью увидеть памятники архитектуры, скверы, парки, храмы. Обязательно посещение Амурского моста, смотровой площадки «Утес». Туристы, особенно иностранцы, очень любят брать пятитысячную купюру и сравнивать, фотографироваться на фоне изображенных на ней объектов.

В программе также Хабаровский краевой музей им. Гродекова, Дальневосточный художественный музей. Есть возможность ознакомиться с экологическими маршрутами, прикоснуться к культуре и быту коренных народов. Например, посетить нанайское село Сикачи-Алян с его уникальными петроглифами. Само название «Жемчужное ожерелье» символизирует, что мы как бы нанизываем ключевые места и получаем единый интересный маршрут.

Что русскому хорошо…

Кто разрабатывает маршруты?

 — Туры разрабатываются туристическими администрациями регионов, в нашем случае комитетом по туризму, совместно с туроператорами. Например, только в конце прошлого года мы представили 10 маршрутов, которые смогут стать частью межрегиональных маршрутов проекта «Восточное кольцо России».

Чтобы понимали: такие маршруты являются конструкторами, их можно разбить на составляющие. Благодаря этому есть возможность корректировать каждый маршрут для отдельной группы.

— То есть китайцам одно, японцам другое?

— Все верно. Мы знаем, что жители Японии очень уважительно относятся к экологической составляющей, им интересна этнография. Японцы не любят шумные места, шоп-туры, в отличие, скажем, от китайцев. Соответственно, мы и предложим то, что им интересно.

Или такой пример. Все иностранцы обожают гастрономические туры, мастер-классы по лепке пельменей. В то же время россиян этим не удивишь. Поэтому программа составляется конкретно под каждую целевую аудиторию.

Отдых с сохой

— «Восточное ожерелье» имеет сезонные особенности. В чем они заключаются?

— Здесь скорее привязка к событийной составляющей. Летом туроператоры пытаются подгадать группы, например, под фестиваль «Амурские волны». Зима — это международный конкурс ледовых скульптур. Если весна или осень — сельскохозяйственные маршруты, новый тренд, когда туристы помогают владельцам крестьянско-фермерских хозяйств.

— Серьезно? Впервые слышу о таком.

— Это направление мы только начинаем развивать. Японцы, к слову, в силу того что своей земли у них мало, не могут позволить себе такую роскошь, как дача. И они любят покопаться в земле, собрать урожай. Для них это своего рода экзотика.

— Значит, если у меня есть дача, я могу сказать: «Дорогие японцы, посадите мне картошку, да и еще и заплатите?»

— Ну, они же не рабочая сила, а все-таки туристы (Смеется.). Не все так просто. Во-первых, у вас должно быть крестьянско-фермерское хозяйство с инфраструктурой, позволяющей принять гостей. Дачный участок не годится. Во-вторых, вы должны сотрудничать с туроператорами. Примеры такого взаимовыгодного партнерства есть, и пока мы закрываем имеющийся спрос. Но это направление будет расширяться. Мы хотим показать культуру русского села, развивать агротуризм в целом.

— Каких туристов к нам приезжает больше: иностранных или российских?

— Большинство — соотечественники. Но с каждым годом число иностранцев увеличивается. Лидером, конечно же, является Китай — свыше 25 тысяч человек ежегодно. Далее с нарастающим темпом идут Республика Корея и Япония. Вообще свыше 76 процентов всех въезжающих на территорию региона иностранных граждан прибывают с туристической целью. И их число растет. Если в 2017-м было около 48 тысяч туристов, то за прошлый год уже более 55 тысяч. Эту тенденцию нужно сохранить, и межрегиональный проект «Восточное кольцо» как раз для этого создан.

Беседовал Илья АВЕРИН

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)