Сеть да Сеть кругом
logo

Темы номера

Сеть да Сеть кругом

 Кому нужны блогеры и должны ли чиновники превращать соцсети в свои приемные? Об этом и не только в течение двух дней спорили на дальневосточном медиасаммите.

Шестой раз соседний Владивосток принимает журналистов, и первый — в статусе дальневосточной столицы. К этому отличию добавилось еще и то, что в программе среди почти 70 заявленных секций большинство касалось интернета. Что поделать — таковы современные реалии, без Сети теперь, как в той песне, «и ни туды, и ни сюды».

В пленарной дискуссии, открывшей саммит, принял участие губернатор Приморского края Олег Кожемяко. «Инструментом для донесения информации для населения является государственная поддержка местных и районных СМИ, краевого телевидения и изданий, — цитирует слова главы ДВ-столицы ИА «Примамедиа», организатор саммита. — Вопросы управления информационной повесткой — это обязанность администрации, и мы должны это делать. А мы, в свою очередь, в работе ориентируемся на те проблемные вопросы, которые получаем из интернет-изданий. И если есть посыл со стороны общества, который публикуется в интернете и говорит о проблеме, которая касается не одного человека, мы реагируем на такие вызовы. Так было с дольщиками, с детьми-сиротами, с проблемами дорог, мостов — где наиболее очевидно, что на это власть должна обращать внимание незамедлительно».

…И думать о красе ногтей

 В интернете уже освоились крутые федеральные издания, раскинулись региональные, тихонько переползают муниципальные, и, стеная, пытаются пристроиться патриархальные районки. Последние чувствуют себя там неуютно, то и дело сетовали на саммите, что их в соцсети загоняет Кожемяко. Коллегам из маленьких СМИ, практикующих в бумажной версии помимо серьезных материалов публикации разворотов с некрологами и поздравлениями, гороскопов и советов, как по лунному календарю стричь ногти, чтобы привлечь материальные блага, в версии электронной трудно отыскать своего читателя. Про ногти мы не сочинили: сами удивились, когда прочитали эти рекомендации.

— Однозначно да, — отвечает на вопрос «Есть ли будущее у печатной прессы?», вынесенный в название дискуссии, Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, редактор журнала «Журналистика и медиарынок». — Когда вам говорят, что газеты умрут, это вранье. Мессенджеры и «Одноклассники» никогда не заменят прессы. Представители власти должны доносить информацию только через официальные СМИ, а не вести прием в соцсетях. Как можно выстраивать работу в интернете, если в любой момент его могут обрубить? И для чего тогда были все эти усилия и ответы на вопросы граждан? С Сетью надо работать, но понимать, что это вам дали на время. Блогеры — это просто несерьезно. Они никогда не будут заниматься настоящими исследованиями, историей, не напишут цикл материалов, не станут заниматься системно проблемами людей. Это могут сделать только профессиональные журналисты.   

По словам Касютина, в интернет люди идут за новостями и настроением. Первое — почитать, второе — выместить. А уж какое настроение имеется в виду, легко догадаться по огромному числу негативных комментариев в Сети. Вы можете написать суперпозитивный пост, рассказать о чем-то реально нужном и интересном, но попасть на гражданина не в духе, который разнесет вас вместе с пабликом и героями материала. Именно поэтому постепенно информагентства отключают функцию комментирования на сайтах, оставляя желающим «выразить свое мнение» на съедение страницы в соцсетях. Кстати, у «Хабаровских вестей» такая же система.

Охладить пыл диванных экспертов, плюющих на ваши труды на просторах интернета, сможет только одно — их надо пустить на свою территорию. То есть на газетные полосы. Перековать критиков в соавторов хорошо и с моральной, и с материальной стороны — редакция сэкономит на гонорарах, а граждане выпустят пар.

Хайпа бояться  — в инет не ходить

 Солидная пресса за читателем не гонится, а местечковым СМИ это не должно быть зазорно. Поэтому привлекают к себе внимание халявными пакетиками с семенами, прикрепленными вручную к номеру, если в нем публикуются дачные советы, устраивают конкурсы с призами, рисуют комиксы с героями-чиновниками, создают группы в мессенджерах и шлют сообщения с новостями. Все это может дать результат, но для роста популярности самый эффективный способ — хайпануть. Делать это надо умеючи, чтобы не перегнуть и не отпугнуть читателей, а самому не попасть на штрафы. Тут, пожалуй, впервые добрым словом помянули блогеров: им, как лицам физическим, за скандалы и фейки в Сети штраф прилетит тысяч в двадцать, в то время как СМИ может сразу отползать в сторону кладбища, получив наказание в несколько миллионов рублей.

— Всем нравятся конфликты, люди с удовольствием будут за ними следить и пересказывать другим, — уверяет Тимур Асланов, редактор журнала «Пресс-служба». — Мастера хайпа — «Бургер-кинг». Они позволяют себе троллить конкурентов, смеяться над их слоганами и брендами, делая на этом себе популярность. Они всегда на грани, но их аудитория — молодые люди — за это компанию и ценит.

Легкий хайп можно получить, используя феминитивы. Раздай визитки с должностью «директорка», как сделала одна руководительница, и о тебе и твоей конторе уже зашумели. Другое дело, что именно начнут говорить и в каком ключе. Боишься склок — не хайпуй!

Однако может быть и так, что говорить о тебе будут, но ты этого уже не услышишь. Об этом стоит помнить любителям выкладывать в сеть ролики со своими безумными выходками.

Начальник пресс-службы УМВД по Приморскому краю Ирина Сырова высказалась на эту тему сурово и категорично:

— То на бешеной скорости на байке пронесутся, то на канатах над обрывом гарцуют — просмотров в интернете куча. Бывает, о таких сомнительных достижениях рисковых приморчан хотят снять сюжет федеральные каналы. Для этого представители местных бюро обращаются в нашу структуру за комментариями. Сорвиголовам только того и надо: вот уж будет хайп так хайп — на Первом покажут. Но у нас позиция четкая — нечего глупости тиражировать!

Довесок к столице

 С утра до вечера журналисты слушали и дискутировали, делились опытом, жаловались и хвалились. Все для того, чтобы сделать свои СМИ лучше и интереснее читателю. В перерывах между секциями тоже не скучали. Местные мастера и редакции представляли свою продукцию, шум, гам, веселье и бесконечные селфи. Островком спокойствия среди бурного моря держались представители Северной Кореи, которые разложили на столе строгие, однотонного цвета книги Ким Чен Ира и Ким Чен Ына. Тем, кто живо интересовался их творчеством, как мы, например, даже подарили пару экземпляров. Теперь знаем, как уважать старших, повысить роль интеллигенции и знакомы с эпохальной миссией профсоюзов. Кому интересно, можем рассказать. Еще мы успели пройти экспресс-курс обучения игре в го. Правила объяснять не будем, усвоили главное: не задалась игра и раздражает соперник — всегда можно огреть его доской, на которой расставляются камни. Усвоили исключительно в теории, на практике применять не стали.

Последний день саммита завершился пресс-конференцией Ильи Лагутенко, который рассказывал о фестивале V-ROX EXPO. Нас, хабаровчан, приморские концерты мало касаются, но послушать знакомое напевное мурчанье Лагутенко всегда приятно.

Напоследок добавим. Товарищи, если есть среди вас недовольные хабаровскими дорогами или общественным транспортом, прокатитесь в новую дальневосточную столицу. Там вы быстренько поменяете свое мнение на диаметрально противоположное. Потомитесь с часок в пробке в автобусе, для которого выделенной полосы нет и никогда не будет (ширина дорог не позволит), тогда поймете, как нам повезло жить в Хабаровске и иногда выезжать в другие города, чтобы опять это подтвердить.

Ирина ТРОЦЕНКО, Наталья ГРОШЕНКО, Хабаровск — Владивосток

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)