Темы номера
В сети магазинов «Ветеран» наблюдается серьезный спад продаж. Как вернуть им былую популярность и можно ли выйти на прежние позиции?
На эту тему мы поговорили с директором сети Александром Тарасовым.
Отток налицо
— Александр Тихонович, первый магазин «Ветеран» по инициативе мэрии города открылся 19 лет назад. Что изменилось с тех пор?
— Тогда люди пожилого возраста, на которых приходилось около 70 процентов покупок, были просто в восторге от всего. К нам приезжали даже из других районов. Оно и понятно: предложили широкий выбор товаров по приемлемым ценам. Плюс хорошее обслуживание и возможность пообщаться с другими пенсионерами, отойдя от кассы. В общем, опираясь на солидный товарооборот, создали неплохой задел, и дела шли достаточно хорошо. Главное, что мы заработали добрую репутацию.
Многое изменилось с появлением в городе гипермаркетов. Сетевые дискаунтеры реализуют продукцию в розницу по ценам, близким к оптовым, а это уже совершенно иной сегмент торговли. Так что постепенно отток покупателей увеличивался и в итоге получился довольно внушительным. Возьмем, к примеру, магазин «Ветеран», расположенный на улице Карла Маркса. Сравнительно недалеко торговый центр «ЭкоДом» в районе «Энергомаша» и «Самбери» на Батуевской ветке. Вот они, наши главные потери!
Сказались и произошедшие изменения в порядке получения льгот на общественный транспорт для пенсионеров. Встретил недавно знакомую бабушку, которая много лет подряд приобретала у нас продукты, а теперь давненько не приезжает. «Учитывая размер нашей пенсии и нынешнюю дороговизну, приходится считать абсолютно все, — пояснила она. — Добраться на автобусе к вам, а потом обратно, а это 60 руб., значит лишиться пакета молока или двух буханок хлеба. Теперь покупаю все, что необходимо к столу, недалеко от дома.
— Покупатель всегда голосовал рублем и шел туда, где удобнее, выгоднее и вкуснее. Неужели вы не были готовы к ужесточению конкуренции?
— Повторюсь, сейчас выбор у горожан намного больше, чем в начале 2000-х. Здоровая конкуренция в любой сфере — это обычное явление. Но в данном случае с сетевиками у нас неравный бой. Многие, не желая отвлекаться на ежедневные походы в магазины, пару-тройку раз в месяц едут в супермаркет, чтобы под завязку забить свой холодильник. И этого людям хватает надолго. Еще одно преимущество гипермаркетов: более широкий ассортиментный ряд. Да и демпинговать они, в отличие от нас, могут, периодически проводя весьма привлекательные с точки зрения ценовой политики акции.
В режиме экономии
— В вашей сети сейчас шесть торговых заведений в разных районах Хабаровска. Неужели везде столь плачевная ситуация?
— Магазины «Ветеран» находятся на улицах Карла Маркса, Шелеста, Молодежной, Руднева, Ворошилова и самый молодой — в переулке Клубном. И только в том, что в районе Базы КАФ, к счастью, все ладно. Проводили анализ, чтобы выяснить, в чем причины его успешности. Понять оказалось несложно: очень удобное место расположения, близость остановок общественного транспорта и густонаселенный жилмассив, где не так уж много магазинов. К тому же большинство людей просто привыкли к «Ветерану» и идут именно туда в выходные дни или вечерами по пути с работы.
А вот в остальных положение дел неважное. С уменьшением доходов пришлось включать режим экономии, но это не помогало. Последовали отказы от арендуемых площадей и складских помещений. Приведу статистику. Если пять лет назад средняя посещаемость магазинов «Ветеран» составляла 8 тысяч человек в день, то сейчас этот показатель сократился на 52 процента. Выручка в день — 3,5 млн руб. и 2,65 млн руб. соответственно, и это при том, что цены на продукцию ощутимо выросли.
Строим процесс по-новому
— Как исправить ситуацию?
— Мы рассматривали два варианта. Было предложение сдать в аренду площади наиболее слабых по объемам продаж магазинов крупным сетевикам. Но его в ходе дискуссии с участием всех заинтересованных сторон отвергли. Дело в том, что при создании сети «Ветеран» изначально предполагалась только прилавочная торговля, и ее необходимо при любых обстоятельствах сохранить.
В итоге приняли решение перейти в двух магазинах на новую форму работы. Теперь в них будет исключено управленческое звено «Ветерана». А арендаторы сами поведут процесс. Роль организатора должен взять на себя один из них, а мы будем лишь строго контролировать цены, напоминая, что сюда за продуктами приходят преимущественно пенсионеры.
Для нас это, прежде всего, попытка оптимизировать расходы. А покупатели, по сути, останутся при своих, ведь визуально практически ничего не изменится, да и на толщине их кошельков новшества вряд ли отразятся. Что выйдет из начинающегося эксперимента, покажет время. В любом случае сделаем все возможное для сохранения сети магазинов «Ветеран».
Валерий КОРОТКОВ, фото автора