Домик в саду
logo

Темы номера

Домик в саду

 Пять лет назад обменяли квартиры на собственные дома три тысячи российских семей. Сегодня таких десятки тысяч.

Потянулись к легко дышащим теплым срубам и дальневосточники. Свои дома разбудили гены первопроходцев. Время-то другое. Оборудование и технологии нынче способны создать «умный» домик на природе, который даст фору хорошо благоустроенной квартире. Да и само деревянное жилище - тот еще козырь: держит прохладу лучше всяких кондиционеров, позволяет экономить тепло, сплачивает семью, укрепляет здоровье, жить в нем дешевле.

Лесов у нас много — строй не хочу. С нашими возможностями это вполне осуществимо. Дальний Восток — это 43 процента лесного фонда России и 25 процентов запасов древесины. При этом доля лесного комплекса в экономике региона - всего 1,5 процента. Милый сердцу домик может существенно поднять отдачу лесного комплекса как ДФО, так и региона.  

Но есть причина, по которой деревянное строение пока не может встать в ряд доступных дальневосточникам. В Подмосковье кубометр леса стоит менее 5 тыс. руб., у нас — 9—10 тыс. Думается, цены под боком у тайги искусственно завышены. 

Подсказка из прошлого

Цена вошла в противоречие с ситуацией. Такая обстановка не только у нас. Тревожное положение по всей стране. Ученый Андрей Мехренуев считает, что пришло время присмотреться к опыту советского периода. Технологическая схема была выстроена максимально эффективно: работали гидролизные заводы, действовали многочисленные фанерные и плиточные производства, из щепы и опилок делали строительные материалы. Широкое применение этих технологий сегодня помогло бы предложить населению материалы по более доступным ценам. По мнению ученого, необходимо создание заново схемы лесозаготовки и переработки древесины.

Тогда и древесина доставалась бы людям по доступным ценам. К примеру, так делают в Канаде. В стране возводится из дерева до 70 процентов жилья. Пример убедительный, поскольку государство близко к нам по климатическим условиям. Там давно практикуют льготные цены на строительство индивидуальных жилых домов всем желающим. У нас пока получается слабо, хотя соответствующие меры предусмотрены. А пока две трети панелей и 80 процентов пиломатериалов мы гоним на экспорт.

В начале минувшего года показалось, что над деревянной ипотекой вспыхнуло ценовое зарево: дескать, будем строить семейные хоромы по ставке чуть ли не 5—7 процентов с учетом субсидий. Заместитель министра промышленности и торговли страны Виктор Евтухов даже благословил запущенный эксперимент, способствующий субсидированию 5 процентов от ставки кредитования. Банки не то чтобы возрадовались, но 9,2 млрд руб. кредитных средств все-таки выдали инвесторам, и те пустили их в ход. Это, конечно, не так много, но есть надежда, что общее понижение ипотечных ставок принесет рост, и к 2025 году, как предусмотрено специальной программой развития деревянного домостроения, на территории страны доля лесной продукции увеличится до 20 процентов общего объема. Сегодня — 12 процентов. В Европе — более 40 процентов.

Наши ученые и архитекторы, обожающие дерево, тоже не сидят сложа руки. Изучив мировой опыт, настраивают застройщиков на закладку деревянного жилья до 10 этажей. Для  нас это пока психологический рубеж. Специалисты исходят из того, что дома из пропитанного бруса служат более 100 лет. Отрадно, что у отрасли есть намерение строить из дерева до 30 процентов школ, больниц, детских садов. Для экономики это плюс. Это развитие внутреннего рынка. Потребление изделий из дерева приобретает особую значимость.

Притяжение «гектара»

Есть еще одна причина для развития данного направления. В обозримом будущем мы можем потерять многих крупных потребителей: Китай, Малайзию, Японию, Индонезию. В этих странах развернуто плантационное выращивание древесины. И нам надо действовать. К примеру, использовать «дальневосточный гектар».

Участники программы, построившие на земле дом, могут досрочно оформить участок в собственность — до истечения пятилетнего срока безвозмездного пользования. Изменение в «Закон о гектаре» вступило в силу 28 марта.

Как уточнил законодательную новеллу генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрат, для многих, кто на строительство жилья брал кредиты, это возможность перевести его в ипотеку и сократить расходы. По данным агентства, 42 процента «гектарщиков» получили участки для строительства жилья.

С кого снимут стружку

Сегодня развитие лесопромышленного комплекса невозможно без новой стратегии добычи и переработки. Практика неумолимо показывает душевное движение россиян не к квартирам, а к собственным домам. Мы так или иначе придем к популярной в мире технологии компактных городов. И примером снова будет Канада. Нам придется освоить производство недорогих, но качественных стройматериалов, чтобы взять европейскую планку в 40 процентов.

Придется разруливать ряд проблем.  В частности, развернуть многоэтажное деревянное строительство. Но у нас сегодня даже нет соответствующих строительных нормативов, регулирования пожарной безопасности. Кто не впишется в  этот порядок, с того на рынке снимут стружку. В регионах мало строят из дерева социальных объктов, не более 10 процентов. Не до конца определены квоты на деревянное домостроение в государственных программах. Если решить эти задачи, семейные дома с садами и палисадниками станут расти как грибы.

Петр МАЗУР

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)