Темы номера
Проект по внедрению социальной транспортной карты (СТК) рождается в муках, криках и взаимных обвинениях.
Его появление было последним козырем предыдущего губернатора в предвыборной борьбе. Выиграть не помогло, но обещание прозвучало и теперь обязательно к исполнению.
Я утром должен быть уверен…
Запуск проекта в Хабаровске намечен на 1 сентября. Это уже третий срок, который называет минсоцзащиты, и, даст бог, последний. Изначально бесплатным проездом льготники должны были воспользоваться еще с 1 января, но тогда по объективным причинам старт перенесли на июнь. В конце мая выяснилось, что, хоть карты для льготников уже выпущены и частично розданы владельцам, но на территории города они действовать не смогут. Оборудования для считывания данных карт нет — это раз. Городские перевозчики отказались подписывать соглашение с минсоцзащиты, посчитав его неприемлемым для себя, — два. Грядет третий срок, а ситуация до сих пор не изменилась. Разве что добавились жалобы в прокуратуру на муниципальное предприятие «ХМНИЦ» («Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр»), которое неожиданно обвинили в бедах краевого министерства.
Заработает ли в городе проект, решили разобраться на совещании в Законодательной думе Хабаровского края.
— С девятью муниципальными районами края достигнуто соглашение, пригород Хабаровска уже поехал по СТК, совершено 2 780 поездок. Люди увидели в этом пользу, поэтому с 1 июня количество желающих получить карту увеличилось еще на 2,5 тысячи человек, — отчитывается Светлана Петухова, министр социальной защиты населения правительства Хабаровского края. — Проблема у нас только в Хабаровске. Идет преднамеренное затягивание сроков со стороны администрации города. Мы боимся, что опять из-за них не сможем запустить проект вовремя.
— Вы как в анекдоте, когда цыганенка послали за молоком и сразу пинка дали, потому что все равно разольет на обратном пути, — переводит на общедоступный сенатор Виктор Озеров. — Если везде такую позицию озвучивать, то кроме противостояния города и края ничего не добьетесь. Еще время есть до сентября. В чем у вас проблема: технические сложности или личная неприязнь?
И ключ от квартиры
Стали разбираться, почему в других районах региона проект удалось запустить, а в краевом центре — нет. Хабаровск поплатился за свою прогрессивность. У нас уже два года как внедрена система безналичной оплаты в общественном транспорте, а для карт социальных требуется своя программа для считывания данных. Либо свой валидатор. Но не обвешиваться же кондуктору агрегаторами: для транспортных карт, для социальных, отдельно сумка с мелочью для наличного расчета. Поэтому в техзадании конкурса для Хабаровска прописано: без установки дополнительного оборудования. Программа для СТК должна быть интегрирована в уже существующую программу, установленную в валидаторах. И вот тут начинается конфликт.
Краевой оператор — московская компания «Новое поколение», выигравшая конкурс на обслуживание проекта, — настаивает, чтобы ему дали данные и все ключи программы. Тогда они смогут вписаться в нее, и льготники будут рассчитываться через валидаторы. Городской оператор — МБУ «ХМНИЦ» — делать это наотрез отказывается.
— Мы не являемся владельцами программы, — объясняет Павел Тесельский, директор МБУ «ХМНИЦ». — Еще в апреле «Новое поколение» потребовало, чтобы мы передали сведения о системе и действующее оборудование для интеграции. Мы им ответили, что это инвестиционный проект ПАО «Сбербанк» и их партнера ЗАО «Золотая корона» и рекомендовали обратиться к ним для интеграции. В мае получили письмо от «Золотой короны», что никто к ним не обращался. Интеграция технически возможна, и мы были готовы на себя ее взять, но на наших условиях. Муниципалитет поддерживает данный социальный проект и в нем заинтересован. Прилагаем усилия, чтобы он заработал, но «Новое поколение» не устраивает, что проводить интеграцию будем мы. Также его не устраивает, что владелец программы ПАО «Сбербанк» запрашивает 5 процентов комиссии. Мы обсудили с ними, и они согласны снизить до 3,5 процента, учитывая социальную значимость проекта.
— Проблем с внедрением не видит ни один оператор, дело в деньгах, — делает вывод Сергей Сокуренко, депутат Законодательной думы Хабаровского края. — «Новое поколение» как коммерческая структура должно было просчитать свои риски и не ставить решение своих проблем с банком во главу угла. Есть соглашение с минсоцзащиты, и его надо выполнять.
— В условиях конкурса не было, что я должен накидывать еще проценты, — возмущается исполнительный директор ООО «Новое поколение» Кирилл Поздняков. — И интеграцию проводить должны мы, а не кто-то другой. Иначе мы потеряем управление процессом.
Договориться об интеграции в программу не удалось даже с думцами, рекомендации по итогам встречи записали, и начальник управления транспорта, промышленности и связи Владимир Ощановский пригласил всех после обеда еще на одно совещание по СТК. Но уже у мэра города.
…Что с вами днем увижусь я
Через пару часов за столом переговоров в мэрии те же участники, но добавились представители ПАО «Сбербанк», ЗАО «Золотая корона» и прокурор города. Дело серьезное — без контроля прокурора не обойтись.
— Это последнее совещание, больше собираться по этому вопросу не будем, — сразу предупреждает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Устал уже от бездействия всех сторон. Сегодня ставим все точки над «i», дальше тянуть нельзя. Почему должно страдать население из-за того, что вы не можете договориться?
Больше часа стороны пытались договориться. Каждый придерживался своей позиции: «Новое поколение» многократно повторяло, что интеграцию должны проводить они, Сбербанк не соглашался: кто хочет рисковать данными держателей банковских карт, впуская посторонних в свою программу? Депутат Сокуренко уверял: отношения между правообладателями не должны мешать внедрению социальной программы и уж никак не бросать тень на администрацию Хабаровска. Мэрия здесь хоть никаким боком не задействована, но вынуждена вмешаться в ситуацию, потому что обвиняют в провале краевой программы ее.
— У нас нет понимания, как работает «Новое поколение», — говорит Константин Верещагин, начальник управления по работе с госсектором ПАО «Сбербанк». — Без предоставленной информации мы не можем двигаться дальше.
Снова начались споры. Бурной дискуссии положил конец волевым решением градоначальник.
— «Новое поколение» учитывает предложения всех участников совещания и составляет договор, — резюмирует Сергей Анатольевич. — Стороны подписывают соглашение и начинают работу. На все у вас срок — 10 дней, включая выходные. Больше к этому вопросу возвращаться не будем. В другой раз вы мне показываете, как работает ваша система на валидаторе.
В конце июля, если сбудутся слова мэра, соглашение будет заключено, и на интеграцию останется месяц — этого должно хватить, чтобы подключиться к программе. Значит, проект СТК в городе все-таки должен заработать с 1 сентября.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото Анны ЧАК