Руки, ножницы, искусство
logo

Темы номера

Руки, ножницы, искусство

 Прямо сейчас в брюссельском центре изящных искусств BOZAR проходит выставка «Двенадцатый часовой пояс: заметки из России», организованная Государственным центром современного искусства. Ее цель — показать новые имена на арт-карте России. Среди участников хабаровчанка Светлана Тиканова.

— Почему вы решили, что у меня там одна работа? Их двенадцать! — говорит Светлана и смеется. — А-а… из-за фотографий, наверное. Все никак не могу выложить большой альбом на «Фейсбук».

На торжественное открытие в Бельгию она летела после Монголии, где вместе с тренером по творчеству Антониной Климиной каталась на верблюдах и оставляла арт-объекты в пустыне, и перед Францией, где заканчивала снимать документальный фильм про Марилию Петит — европейку, которая вышла замуж за удэгейца и долго жила в глухом таежном поселке Улунга.

А прилетев домой, почти сразу с самолета отправилась на режиссерский конкурс дальневосточного кинофестиваля «Точка возврата» (и, кстати, победила). Тут уж и правда может быть как-то не до альбомов.

Проделки ангела-хранителя

 «Двенадцатый часовой пояс» — результат большого передвижного симпозиума NEMOSKVA, который в прошлом году побывал в 14 городах от Нижнего Новгорода до Владивостока и в каждом из них проводил смотр работ местных художников. До Брюсселя добрались только 12 участников. В Хабаровске из 62 (!) конкурсантов (мы уступили только Екатеринбургу) эксперты из России, Великобритании, Болгарии, Бельгии, США, Германии, Италии и Франции отобрали Светлану. Причем у нее, известного в городе фотографа и художника-энкаустика (техника живописи с применением расплавленного воска), в Европу взяли… коллажи.

— Это все мой ангел-хранитель, честное слово, — улыбается она. — Я пришла на отбор совсем с другим проектом, была в нем уверена, перевела на английский. Он называется «Древо желаний» — это объекты из старых досок. Я даже взяла с собой одну. А еще захватила планшет. Поэтому когда меня спросили, чем я еще занимаюсь, показала коллажи, которые я делала в поездке на Ольхон.

И вот тут, по ее словам, началась настоящая феерия:

— Эксперты начали звать друг друга, фотографировать экран, просили обязательно принести оригиналы на следующий день. Я стояла, будто присыпанная волшебной пылью: когда люди совсем другого менталитета и огромной насмотренности так реагируют на то, что ты делаешь просто сама для себя, без сверхцели, — это слегка ошеломляет.

На следующий день волшебство только усилилось: иностранные знатоки искусства внезапно начали покупать ее работы. Теперь коллажи Тикановой уехали в Нью-Йорк, Берлин и даже еще дальше. Есть один и у комиссара проекта NEMOSKVA Алисы Прудниковой.

Ежик и бриллианты

 Но почему именно этот жанр? Ведь Светлана не первая хабаровчанка, которая вышла за пределы региона именно с такими работами.

— У меня все вышло случайно — Тоня решила выпустить книжку и предложила мне создать иллюстрации, — говорит художница. — Ну а я начала пробовать новое. Такой у меня характер: не могу заниматься одним и тем же. Но вижу, что коллаж действительно переживает новый виток успеха: раньше он ассоциировался у меня только с Родченко, его ГУЛАГом и Беломорканалом, а еще с Сергеем Параджановым. И все. Но это же целый пласт! Вы знали, что Жак Превер был не только великим писателем, но и коллажистом, причем начал этим заниматься всего лет за пять до смерти?

По ее мнению, причина нового взлета популярности коллажа — в его бунтарской основе:

— Он всегда был маргинальным жанром. Существовало высокое искусство, где использовались дорогущие холсты и краски, и коллаж, который собирали из остатков. Недорогой и очень хороший способ выразить себя. Вообще, мне кажется, коллаж — это ребус, который автор загадывает зрителю. Но он даже не всегда может рассказать, о чем это, поскольку часто передает свой опыт интуитивно. Ты просто остаешься одна, включаешь музыку и концентрируешься на том, как ты режешь, рвешь и клеишь. А мозг хитрая штука — он все начнет структурировать сам. Надо, в общем, отдаться процессу, и тогда река сама вынесет тебя куда нужно, как ежика…

Конечно же, хочется спросить: как она все успевает? Ответ незамысловат: не все и по очереди.

— Очень хочу начать снова рисовать, сильно соскучилась по этому в поездках, — признается Светлана. — Хотя бы по часу. Но обычно начинаешь и не останавливаешься, пока не выскажешься. Ну или когда руки и ноги трясутся, потому что ты голодная.

Есть и стимул — недавно она купила новый строительный фен, чтобы плавить воск. Это, говорит художница, для нее почти как бриллианты. Но лучше.

Дарья УЛАНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)