Город держит удар
logo

Темы номера

Город держит удар

 В круглосуточный режим перешла борьба со стихией в краевом центре. Из-за сильнейших осадков и сложной паводковой ситуации в городе оказались подтоплены несколько улиц. В ряде районов в воде дома и приусадебные участки.

По уже сложившейся традиции наиболее ощутимый удар пришелся на Индустриальный — самый густонаселенный район города тянется вдоль береговой линии.

Дежавю — слово хабаровское

Дважды в день специалисты районного комитета отправляются по территории мониторить обстановку. Их задача — проверить, где вода уже подступила к домам, кому необходима помощь, возможно даже эвакуация, и тут же передать информацию в КЧС (комиссию по чрезвычайной ситуации). Накануне, когда гидрологи еще только предсказывали, что Амур взбрыкнет и попрет на город, жителей из зоны возможного подтопления и обладателей звания подтопленцы-2013 предупредили: если что, берите документы, вещи и покидайте свои дома. А чтобы не унесло амурскими волнами урожай, грядки просили освободить заранее. Как думаете, много людей прислушалось? Урок 2013-го нас мало чему научил…

Суббота, девять утра. Льет противный, колючий дождь, превращающий улицы в сплошной открытый бассейн.

— Сейчас подтоплено 50 земельных участков, это не считая поселка Уссурийского, — проводит мини-планерку перед выездом Галина Власова, начальник отдела благоустройства комитета по управлению Индустриальным районом. — Вам надо обойти Красную Речку, заглянуть на Богачева и Тимирязева. Амур поднялся за ночь еще на 10 см.

М-да, ничего хорошего такая активность Амура не сулит. В списке все сплошь знакомые адреса: Керченская, Приемная, Архаринская, Вилюйская, Мельничная, Алданская, Олюторская. Будто снова вернулись в 2013-й — дежавю…

Тонем — не тонем

 Первым делом отправляемся на Ульяновскую. Отсюда поступил утром тревожный сигнал: «Тонем!». Спешим, потому что в сообщении указано: бедствие терпит мама с тремя малышами. Отыскиваем нужный дом. Ворота открывает пожилой мужчина. Даже в проем видно, что SOS здесь кричать еще рано: ну, есть лужи во дворе, но что вы хотите в такой ливень? Если здесь когда-то и было семейство с младенцами, то оно покинуло этот дом.

— Как же это нет затопления? Я вам покажу воду. Во-о-он она, — он проводит нас через огород к забору, за которым вдалеке формируется мутное озеро из сточных вод, текущих с поселковой дороги.

— Она до вас еще не скоро дойдет, зачем же вы звонили и говорили, что тонете? — спрашивает Ярослав Ястребов, главный специалист отдела благоустройства. — Ведь мы к вам поехали, а где-то люди действительно попали в беду…

Раз уж прибыли, пошли оценить обстановку. Потоки воды со всего жилмассива через трассу льют в огород соседке многодетной матери и угрожающе скапливаются на другом заброшенном участке, чей хозяин оставил землю после прошлого наводнения. Наша компания привлекает агрессивно настроенную гражданку. Конечно, приятного мало, когда твое имущество уходит под воду, но зачем винить во всех бедах администрацию?

— Ваш дом в 2013-м признан непригодным для проживания, после чего вам предоставили другое жилье, правильно? — разъясняет Алла Волобуева, главный специалист отдела благоустройства. — Теперь участок используется  под посадки. Возможно, будет компенсирована потеря урожая…

— Десятку свою жалкую мне сунете? — кричит гражданка. — На похороны ее себе оставьте!

С таким дивным напутствием следуем по адресам дальше.

Кстати

Сергей Кравчук, мэр Хабаровска: «На Красной Речке вода пришла не на многие участки, ситуацию мы контролируем. Практически 80 процентов владений непригодны для проживания, они используются как дачные участки. Их заранее предупреждали и просили собрать урожай до паводка. Тем, чьи дома признаны пригодными для проживания, будем оказывать помощь. Как только спадет вода, необходимо будет просушить подвалы жилых домов и провести там санитарную обработку. По мере необходимости тепловые пушки выделят из муниципального резервного фонда».

Спасение утопающих

 В Хабаровске не две дамбы, как сообщается в сводках, а гораздо больше. Монументальная лишь одна, остальные из песка и сланца. Причем большинство возведено на Красной Речке силами жителей. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

— Здесь все дома — непригоды, в 2013-м они под воду ушли, но люди вернулись, — рассказывает Алла, пока мы пробираемся по одной из улиц по колено в реке, которая еще недавно была дорогой. — Кто-то живет постоянно, кто-то использует как дачу. Им тогда предложили на выбор: 120 тысяч на каждого прописанного, и можно делать капремонт, либо переехать в новое жилье. Они сами принимали решение. Когда предупреждали о приближающемся паводке, мужики на Олюторской уже начали строить дамбу, чтобы защитить свою улицу.

Защитить не удалось — часть дворов ушла под воду. Возле одного брошены сапоги и тапочки для купания. Ворота открыты, несмотря на табличку «Осторожно, злая собака», внутри ни души. Заходить во двор не рискнули — он затоплен примерно на метр.

— Здесь мама с ребенком квартирует, мы их в пятницу встречали, предупреждали, вероятно, они покинули дом, — говорит Алла.

Некоторые участки затопило так, что на поверхности из мутной жижи торчат только подвязанные к палкам огурцы и помидоры. Урожай тут собрать не успели.

— Смысл все зеленое-то собирать, — возмущается житель улицы Олюторской Сергей, щедро сдабривая свой спич матом. — Где насосы? Почему нас никто не спасает? Одна пожарка где-то стоит, пара помп, но это не помогает! Да если бы дамбу сами не поставили, уже воды по пояс было бы! Мы готовы сами заправлять помпу, только дали бы нам ее!

— Мы сейчас обход завершим и привезем помпу, но под вашу ответственность, — договаривается с мужчиной Ярослав.

Лодочная на грядках

 От жилмассива вглубь по чавкающей ненасытной и бескрайней грязи пробираемся к пожарной машине, которая должна была качать воду. Работа временно прекращена: кончилась соляра. Нам вручают пустые баки, чтобы наполнили топливом. Рядом истошно пыхтит помпа.

Обходим жилмассивы Прибрежной, Тюменской, Щербаковской — все они плавно переходят в реку. Архаринская, Красноводская, Керченская — адреса тут же сообщаются в КЧС.

На Вилюйской из затопленного двора выскочила собака, заливается лаем, но в воду, туда, где остались хозяева, идти не решается. Возле помпы компания женщин, обсуждающих события минувшей ночи. Обмениваются неутешительной информацией и заодно решают, кому и чем можно помочь.

— Мы с соседями с ночи дамбу строим, муж сейчас за песком с детьми поехал, — объясняет местная жительница Татьяна. В ее дворе уже по колено воды, зашла она и в дом. Наступаешь на половицы — проступает темная жидкость.  

— И ко мне зайдите, — открывает ворота хозяйка другого дома — Евгения, а за ними… моторная лодка.

— Не удивляйтесь, мы на ней по огороду еще не плаваем, — смеется женщина. — Пока воды примерно сантиметров 70, и в доме сухо. Но это все вопрос времени… Река пошла в огород около пяти утра. Я услышала, как завыла собака, она так же пела в 2013-м. Подскочила — собака на будке скулит, а по грядкам бежит вода…

Нечетная сторона улицы Вилюйской в воде, четная пока с ужасом смотрит, что творится у соседей, и готовится к своей участи.

— Еще сантиметров пять, и мы поплывем, — горестно вздыхает женщина.

Долго разговоры разводить некогда — подъехала машина с песком, значит, пора сооружать дамбу.

Месяц за два дня

 На площади перед ареной «Ерофей» очередное заседание КЧС. Мэр инспектирует, как ведутся работы по монтажу дополнительной насосной станции на основе недостроенной «Дальспецстроем». В экстренном порядке ее вторые сутки без перерыва монтируют рабочие «Водоканала».

— Это планировалась станция на случай аварии, но ее не довели до ума владельцы, — рассказывает начальник производственного отдела МУП Водоканал Анатолий Догонашев. — Передвижную станцию делаем на ее основе. Сложностей особых нет, просто объем работы немаленький. Спешим, потому что районы тонут из-за переполненных ливневок. По паспорту этот насос может 2 800 кубометров в час качать, поможет осушить ближайшие жилмассивы.

— Мы уверены, что справимся с ситуацией, — говорит Сергей Кравчук, мэр Хабаровска. — Сейчас меньше волнует Амур, а больше осадки — за 2,5 суток на город выпала практически месячная норма. Ливневки не справляются. Устанавливаем насосные группы, чтобы за бортом дамбы регулировать приток. Работаем круглые сутки, меняются только бригады. Мы это проходили в 2013-м, но тогда не было такого дождя!

— Дождь подвел — более 1,5 млн куб. м воды на улицы вылилось, — констатирует Андрей Акимов, начальник управления ГО и ЧС администрации Хабаровска. — Наше насосное оборудование не успевает перекачивать стоки: на такую массу надо много времени! Надеемся, что этот насос позволит быстрее осушить. Практически в каждом районе есть подтопленные улицы: Покуса в поселке им. Горького, авиагородок, но самый основной удар по Индустриальному. Красная Речка, Пионерская, П.Л. Морозова, частный сектор на Тимирязева. Гидрометцентр уверяет, что таких интенсивных осадков не будет, дожди обещают, но не такие сильные.

Волна у дома

 Пока рабочие докручивают гайки, мы облачаемся в специальный костюм и погружаемся в… улицу Флегонтова. Въезд сюда временно запрещен, о чем гласят предупреждающие знаки, но кого это останавливает? Приближение машины мы почувствовали, когда вдруг пошла волна, толкающая в пучину. Как на море! Быстро перемещаться не получается, когда воды по пояс, но и попадать под колеса водоплавающего джипа не хочется. Благо водитель одумался и дал задний ход.

— На лодке сюда теперь только проезжать, — комментирует с балкона второго этажа один из подтопленцев. — Вон сосед мой добро на лодку грузит и вывозит.

Пробираемся по Тимирязева, записывая номера домов-утопленников. Мимо плывут мешки с мусором, пустые пивные полторашки и прочая «милота».

У 80-летней жительницы Тимирязева Татьяны Ефимовны уже нет слез — и без этого влаги хватает! Когда вода полилась во двор, собака, видимо, пыталась спастись, перевернула будку и едва не утонула. Бабушка успела ее вытащить. Оба кота с недовольными моськами сидят на возвышении. Даже по квартире пенсионерка передвигается, опираясь на две палки — в темной непроглядной воде могут таиться разные неприятные сюрпризы.

 В добротной двухэтажке на Двинской большая семья с утра занята тем, что переносит добро на второй этаж. Вода к обеду уже оказалась в жилом помещении.

— Посмотреть бы в глаза тому, кто принял в эксплуатацию «Ерофей», не предусмотрев насосы, — возмущается горожанин Сергей Захарович. — Столько лет тут жили, никогда такого не было. А арену построили, и вот пожалуйста. Я считаю, что из-за нее все!

На соседней Байкальской улице женщина с трудом открывает калитку, залитую почти на полметра. Ее коротконогая такса соскальзывает с качающейся на воде доски, которая служила дорожкой к дому, и отчаянно гребет обратно. Бедолага испугалась и нахлебалась воды. 

Торжество жизни

На каждой улице частного сектора от перекрестка с Флегонтова есть дома-утопленники. Выбираемся снова на трассу и оказываемся практически на пляже. У воды, как по набережной, прогуливаются целыми семьями люди, фотографируются, заходя в душистую жидкость по колено, плещутся дети, и даже устраивают пикники на машинах. Молодежь подъезжает к краю гигантской лужи, садится на багажники, жует и пыхтит своими вечными кальянами. Веселуха, будто и нет в нескольких метрах от них страдающих от наводнения земляков.

Кстати

Знаете, чем пахнет наводнение? Канализацией и слухами. Аромат и у первого, и у второго тот еще. Главное отличие от наводнения прошлого — наличие дезинформации в Сети. Какие-то слухи, будто от народа скрывают правду, и в Амуре уже давно 7 метров, а будет, мол, еще больше. Кому это надо, непонятно, но это рождает агрессию.

Фото и видео в «Инстаграме» «Хабаровских вестей» @khabarovskvesti.ru

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)