Темы номера
Омрачить отпуск путешествием к морю. Думаете, здесь какая-то ошибка? Увы, все правильно.
Вы готовы провести 12 часов в раскаленной консервной банке? Вот и мы тоже не были готовы, но пришлось выдержать испытание.
«Это ваш выбор»
В страшном сне нельзя представить, что, покупая билеты в Приморье в вагон со значком «без кондиционера», окажешься еще и без форточки.
Уже при посадке часть пассажиров устроила бунт. Подстрекатель — крупный мужчина — гремел на перроне, возмущаясь, почему в вагоне нечем дышать.
— Вам всего ночь одну ехать, а мне тут две недели работать, — ответствовал краснолицый от жары проводник в мокрой насквозь рубахе. Его аргумент не подействовал.
— Это ваш выбор, работайте здесь, если так нравится, — кричит пассажир. — Я заплатил деньги и требую нормальных условий!
К нему присоединились еще несколько человек, которые требовали от проводника невозможного — холода.
Скандалиста мы поняли, как никто другой, когда зашли внутрь. Мама дорогая, да в нашем отсеке плацкарта нет даже форточки! Дышать в жаркий летний день внутри нагретого на солнце вагона было решительно нечем. Только представьте: переполненный поезд (сезон все-таки), куча орущих детей, продолжающий кричать потный мужик, специфический запах матрасиков, к которому начинал примешиваться аромат пищи — кто-то не потерял аппетит даже в этом адище!
Тронулись. Хитрый проводник, конечно, не намеревался, как мы, сидеть в вагоне и скрылся где-то в составе в поисках лучшей доли. Наверняка отсиживался у коллег под кондиционером.
Ночь у пассажиров вагона прошла в липком кошмаре, мы проваливались в тяжелые сны, стенали и проклинали РЖД. И, в частности, наличие емкости с кипятком, от которой шел жар. Будто какой-то мазохист решит испить чаю в таком пекле!
«Бачить» — одно
В век социальных сетей, приехав живой в Находку, что уже можно считать подвигом, первым делом сообщаю о дивной поездке в «Инстаграме». Ставлю метку на официальный аккаунт РЖД — пусть видят, как страдают из-за них честные налогоплательщики! Ну и еще хэштег неприличный добавила, чтоб хоть как-то душу отвести. Почему в общественном транспорте люди за 30 руб. требуют себе и комфорта, и уважения, а мы, отдав более 2 тыс. руб. каждый, должны молча терпеть издевательства?
Увидели. И даже написали комментарий: «Здравствуйте, я официальный представитель АО «ФПК» в соцсетях. Вероятно, вам достались места с аварийным выходом — окна там действительно не открываются, это обусловлено конструкцией вагона. Сожалеем, что вам пришлось столкнуться с такой ситуацией. Мы работаем над обновлением подвижного состава, включая новые вагоны в составы по мере поступления, но увы, процесс обновления масштабен и трудоемок, потому на сегодняшний день встречаются вагоны старого образца. Аварийные выходы отображены на карте вагона при приобретении билетов на нашем сайте».
В общем, «бачили очи, що купували, тепер ижьте, хоч повилазьте». Проверила билеты на сайте. Действительно, упоминание есть, что места возле аварийного выхода. Но нигде нет и слова, что это означает глухое окно! Как об этом догадаться, скажите? И на стоимости ведь никак не отражается — цена такая же, как и для счастливчиков, имеющих теоретическую возможность дышать возле форточки.
Вагончик тронется
Слава богу, в обратный путь билеты в купейный вагон с кондиционером! Потому по перрону шествуем, свысока взирая на страдальцев из плацкарта. Как оказалось, совершенно напрасно.
Внутри нашего вагона все та же душегубка и скрежет зубовный. Состав весь день простоял под жарким приморским солнцем и прогрелся до последнего винтика.
— Кондиционер включится, когда поезд разгонится, — объясняет проводница. Правда, деликатно умалчивает, что разгонится он ох как нескоро.
По очереди машем веером, газетами и прочими подручными средствами в ожидании счастливого часа. И радуемся, что есть хотя бы перспектива остудиться, — в соседнем вагоне кондер сломался. Об этом мы узнали из криков пассажиров, которые забегали в наш вагон охладиться и заодно выудить свою проводницу.
— Если пассажир приобретал билеты в вагон без кондиционера, не зная, что место окажется у окна без форточки, он может составить претензию компании, чтобы была снижена стоимость, — объясняет Алексей Кондратьев, главный специалист сектора по защите прав потребителей администрации Хабаровска. — Что касается граждан, купивших места в вагоне с кондиционером, который не работал во время поездки, им надо зафиксировать факт, чтобы, приехав, также требовать компенсацию с перевозчика за отсутствие обещанного комфорта. Доказательствами могут быть показание начальника поезда и свидетельства других пассажиров.
Кстати
Стоимость плацкарта до «Тихоокеанской» от 2 070 руб., до Владивостока — от 1 637 руб. Для сравнения: «Сапсан», где всегда работает кондиционер, от Москвы до Санкт-Петербурга стоит от 2 813 руб.
Ирина ТРОЦЕНКО