Темы номера
До запуска проекта по социальным транспортным картам (СТК) в Хабаровске осталось меньше недели.
Городские перевозчики по-прежнему не спешат подписывать соглашение с краевым минсоцзащиты, потому что их не устраивают предлагаемые условия. Но только в этом ли проблема?
Есть такое слово «надо»
— Срок предоставления бесплатного проезда на городском транспорте в Хабаровске установлен нормативными правовыми актами края с 1 сентября, — говорит Ольга Кользун, начальник отдела организации и методологии выплаты пособий и иных социальных выплат министерства социальной защиты населения края. — Краевые законы обязательны для исполнения всеми, в том числе и хозяйствующими субъектами, которые предоставляют транспортные услуги.
— То есть перевозчики обязаны выполнить ваш закон?
— Да, а правительство края обязано, в свою очередь, оказать им финансовую поддержку в виде предоставления субсидии для возмещения затрат, связанных с перевозкой льготных категорий граждан по СТК. Для этих целей в краевом бюджете запланированы денежные средства. 9 августа принято краевое постановление, которое внесло изменения в порядок предоставления субсидий с учетом пожеланий городских перевозчиков. Министерство будет направлять субсидию через каждые три дня на основании отчетов краевого оператора о количестве и стоимости совершенных льготниками поездок по СТК. Никаких дополнительных отчетов от перевозчиков не требуется. Еще плюс — исключили требование об отсутствии задолженности по налогам и нахождении в стадии банкротства.
— Почему тогда городские перевозчики не заключают с вами соглашение?
— По их мнению, вместо социальной карты надо производить гражданам денежные выплаты. Но они у льготников и так остались. Федеральным льготникам она производится за счет средств федерального бюджета по линии Пенсионного фонда. За счет средств краевого бюджета им предлагается получить социальную транспортную карту, которой федеральные льготники будут оплачивать свой проезд на сумму 300 руб. У региональных льготников своя ежемесячная выплата, размер которой зависит от льготной категории. Для граждан пожилого возраста, детей из многодетных семей и школьников — 720 руб., ветеранов труда — 940 руб., реабилитированных лиц и тружеников тыла — 1 020 руб.
Региональным льготникам предоставлен выбор: получить деньги и использовать по своему усмотрению либо пользоваться социальной транспортной картой, которая предоставляет им бесплатный проезд. На социальной транспортной карте лимит у всех один — 1 000 руб. Поэтому вместо карты давать еще одну выплату — это подмена понятий.
Валидаторов много не бывает
— В городе 33 перевозчика. Заключил кто-то из них с вами соглашение?
— Два перевозчика заключили соглашение еще в начале лета. Остальные, видимо, ждут, как решит большинство. Обращаемся в администрацию, чтобы они оказали содействие в работе с коммерческими перевозчиками, неоднократно встречались с ними на совещаниях. Сейчас работаем с МУП «ГЭТ», у которого администрация Хабаровска является учредителем. Они возят пассажиров по регулируемому тарифу, а в федеральном законе 220-ФЗ указано, что при таком тарифе перевозчик обязан предоставлять все льготы, установленные в субъекте Российской Федерации.
Прямая речь
Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр»:
— ПАО «Сбербанк» и «Золотая корона» направили протокол разногласия краевому оператору «Новое поколение», однако его документ не устроил. Оператор составил свою петицию, но Сбербанк настаивает на первоначальном протоколе разногласия. Мы не можем повлиять на их решение, потому что не являемся собственниками данной системы, и с весны всем объясняем: администрация не имеет к этому отношения! Им надо договориться между собой. Мы пока можем только наблюдать и ждать, когда они подпишут договор об интеграции, тогда можно будет двигаться дальше. Повлиять на МУП «ГЭТ» администрация также не может: как и все остальные перевозчики, МУП самостоятельно принимает решение.
— Так и где нашла коса на камень? В чем проблема?
— Главная проблема в Хабаровске возникла из-за того, что краевой оператор «Новое поколение» так и не смог договориться с городским оператором в лице МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» и его технологическими партнерами ПАО «Сбербанк России» и ЗАО «Золотая корона» о проведении интеграции. Дело в том, что в Хабаровске уже внедрена система безналичного расчета, и для удобства работы перевозчики попросили интегрировать программу в работающее устройство. Тогда можно было бы на одном валидаторе обслуживать как обычные транспортные карты, так и СТК. Технически это реально сделать, но к соглашению об интеграции краевой оператор с данными организациями так и не пришел. Направил им проект договора для подписания, но в ответ получил претензии, суть которых в том, чтобы обработка социальных транспортных карт шла через их программное обеспечение. Фактически было предложено взять на себя функции оператора за определенную им плату. Но по договору с нашим министерством ответственность за обслуживание СТК несет именно «Новое поколение». Как он передаст им управление? Поэтому с 1 сентября в общественном транспорте города должны появиться дополнительные валидаторы. Мы вынуждены будем добиваться того, чтобы на транспорте поставили второе оборудование, с тем, чтобы закон был выполнен.
— Получается, хотели как лучше, а из-за столкновения интересов операторов могут пострадать льготники, а кондукторы теперь вынуждены будут обвеситься агрегатами...
— Пока нет другого выхода. Начнем работать, может, потом краевому оператору удастся договориться с ХМНИЦ и его технологическими партнерами.
— А кто их будет приобретать? Опять перевозчики?
— Нет, их предоставит краевой оператор.
— По сводкам хабаровского управления, в день в городе выходит около 700 единиц транспорта. Хватит ли на всех валидаторов?
— Краевой оператор уверяет, что хватит. Обучение перевозчиков, обслуживание оборудования он берет на себя.
Кто готов стать примером?
— Если перевозчики до сентября не заключат соглашение, что вы будете делать?
— Будем думать, как можно повлиять на этот процесс. Мы приходили на собрание перевозчиков, рассказывали им все. Почему-то они считают, что никакой выгоды от этого не будет и ущемляются их права. Но это не так. Субсидии будут направляться очень оперативно. Если городскому оператору перевозчики за пользование системой платят 5 процентов, то краевой оператор берет 2,9 процента за каждую поездку. Например, если билет стоит 30 руб., то краевому оператору пойдет 87 коп., а перевозчику 29 руб. 13 коп. Мы предполагаем, что за счет граждан, обратившихся за социальной транспортной картой, пассажиропоток должен увеличиться. В городе более 8 тысяч человек получили СТК, и каждую неделю по сто новых обращений. Очень рассчитываем, что удастся заключить соглашение с МУП «ГЭТ», — положительный пример поможет сотрудничать с другими городскими перевозчиками. Тогда проект «Социальная транспортная карта» заработает в полную силу.
Кстати
УФАС возбудило дело по обнаружению признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении конкурса на определение оператора, который будет обслуживать социальные транспортные карты. Первое заседание назначено на 28 августа.
Ирина ТРОЦЕНКО