Танец памяти
logo

Темы номера

Танец памяти

 Почти 74 года назад здесь, на Дальнем Востоке, окончилась та война, что гибельным маршем прошла по Европе и Азии. Она коснулась практически каждой советской семьи. В память об этом вот уже несколько лет подряд в Хабаровске выходят на «Победный вальс».

Его репетиции проходят под руководством центра патриотического воспитания. Прийти танцевать могут все желающие, а не только юнармейцы и курсанты военно-патриотических клубов. Конечно, они составляют основную массу участников, но встречаются как более юные танцоры, так и более взрослые.

Чудеса перевоплощения

Ближе к половине седьмого погода уже не такая приятная, как в середине дня. Еще и ветер с Амура усиливается. Организаторы предупреждали, что если будет дождь, то репетицию перенесут в здание центра, но пока его не предвидится. На площади «Город воинской славы», где обычно репетируют, народа немного. Но по присутствию нескольких девочек и мальчиков в юнармейской форме понятно, что локацией не ошиблась. Они уже начали отрабатывать танец: напоминают друг другу порядок движений, повторяют сложные элементы. А на площадке у стелы тренируются девочки-карабинеры. Под команды серьезного юноши они раз за разом возвращаются на исходную позицию и оттачивают чинный шаг с карабинами в руках. Все должно быть идеально.

— Здравствуйте, а вы тоже на репетицию? 

Не сразу понимаю, что обращаются ко мне, оборачиваюсь. Передо мной стоит девочка лет пятнадцати из тех, что по форме и с бантами. Улыбается приветливо и представляется Ксюшей. Спрашиваю ее, почему она решила принять участие в акции.

— Для меня это важно, — отвечает она. — Это же в честь победы, про которую нам даже в школе почему-то не рассказывают. Про 9 Мая знают все, а то, что мировая война закончилась позже и совсем не взятием Берлина, мало кто вспоминает. Что такое Квантунская армия и Маньчжурская операция многие мои друзья даже не слышали… А тут выйдут люди, увидят, как мы танцуем, спросят: «В честь чего это все?» — и мы им расскажем. А может, сами в поисковик вобьют, что за праздник второго сентября.

Постепенно площадь заполняется людьми. За каких-то несколько минут то тут, то там вырастают, будто сами собой, небольшие компании молодых людей человек по семь. Они не очень похожи на тех, кто пришел сюда с той же целью, что и юнармейцы. У кого-то из портативной колонки доносятся хиты современности в исполнении RASA и Элджея. Появляются родители с детсадовцами, школьники… Прямо на ступеньках, ведущих к стеле, оставлены рюкзаки и сумки, чехлы от карабинов…

Устанавливают аппаратуру, зычный голос раздается на всю площадь:

— Внимание! Начинаем!

И тут происходит невероятное. Те, кто еще несколько секунд назад беззаботно смеялись и шутили, говорили на совершенно отвлеченные темы и, казалось, вообще не репетировать пришли, по команде выстраиваются парами в ровные ряды, а лица их приобретают совершенно иное выражение. Они больше не смеются и не подшучивают друг над другом, ощущение, что представляют себя на месте тех, кто танцевал в честь окончания войны, как в песне «Майский вальс». Только они станцуют свой, сентябрьский... Даже самые маленькие танцоры от силы лет пяти со всей серьезностью смотрят друг на друга. Включается музыка, участники начинают движение, и площадь будто бы и правда отбрасывает назад во времени…

На три счета

Пока любуюсь происходящим, замечаю девушку, которая стоит в стороне от вальсирующих и нервно поглядывает на часы. Узнаю в ней свою знакомую, подхожу поздороваться.

— Представляешь, мой партнер опаздывает. Может, ты со мной станцуешь? — спрашивает она. — Тут несложно, на три счета все, ты ведь танцевала раньше, сориентируешься.

Неуверенно соглашаюсь, она ведет меня к своему месту, и с нового тура мы вступаем. Выходит у меня не очень ловко, больше просто смотрю по сторонам на другие пары, пытаясь поймать ритм. А Дина просто чувствует себя частью всего этого. Она, как выяснилось, не первый раз участие принимает.

— В позапрошлом году мы тоже танцевали, жаль, в прошлом не получилось, — рассказывает она в процессе. —  Это непередаваемо, особенно когда после основного танца мы приглашаем ветеранов. Я тогда с таким очаровательным пожилым мужчиной в паре оказалась, где-то в середине танца я ему в глаза посмотрела и все там увидела: и боль пройденного, и скорбь об ушедших товарищах, и радость, что все это давно позади… Мы с партнером по танцам сюда приходим для того, чтобы показать ветеранам, что чтим их подвиг, показать, что они не зря сражались за будущее, что молодежь на самом деле все понимает и благодарна им за мир.

Музыка стихает. Объявляют перерыв. Возвращаюсь к своему наблюдательному посту. И снова разбредаются все кто куда, снова шутки, смех, повседневные разговоры, но ощущение, что что-то изменилось, не покидает.

«И память, и зрелищность, и воспитание…»

— А я смотрю, вы тоже станцевали, — говорит мне после окончания репетиции Андрей Мухранов, начальник штаба муниципального отделения «Юнармии». — И как вам?

— Смешанные чувства, — признаюсь ему.

— Сначала всегда так, потом проникаешься. Даже дети маленькие все понимают. Танец, в этом смысле, вещь очень доступная: через него очень многое можно показать, многому научить. Именно поэтому мы вальс и выбрали — это и память, и зрелищность, и воспитание…

Остаток вечера размышляю над увиденным. Может, и правда все самое важное можно сказать без слов, а память — сохранить в танце.

Екатерина БОРТНИКОВА, фото автора

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)