Темы номера
Шестидесятилетие трудового стажа готовится отметить моторист 179-го судоремонтного завода Виктор Сумин.
— Пришел я сюда в 1956 году учеником моториста, — говорит Виктор Васильевич. — За эти годы научился всему. Любой двигатель могу разобрать и собрать почти с закрытыми глазами. И не только, кстати, судовой.
Из далекого далека
Семья Суминых жила в глухой деревне Горьковской области. Брат отца, окончив в начале тридцатых годов прошлого столетия с отличием Ленинградское военное училище, получил назначение на Дальний Восток, где ему доверили руководство судоремонтным заводом в Хабаровске. Однажды в отпуске, увидев, как тяжело живется брату, уговорил поехать с ним. Собрав нехитрые пожитки, Сумины с двумя детьми отправились на край земли. Временное жилье им предоставили прямо на территории завода, в водокачке. Здесь в 1938 году и родился Виктор.
— Всегда считал и считаю завод родным домом, — заявляет Виктор Васильевич. — Правда, давно уже нет этой деревянной колонки, как мы называли водокачку. Но в нашей тесной малюсенькой каморке всегда было тепло от родительской любви и заботы. Они не смогли нам дать высшее образование, сами всю жизнь проработали здесь, и я с братьями пошел по их стопам. Но выросли мы настоящими мужиками, каждый из нас постиг свою профессию до самых мелочей.
Общий стаж Суминых на заводе перевалил за сто лет.
Постижение мастерства
Пришел Виктор Васильевич на завод сразу после школы, когда по состоянию здоровья его забраковали при поступлении в летное училище. И ни разу не пожалел о выбранной профессии моториста.
— У него руки золотые, — сказал начальник цеха Николай Григорович. — Они всегда чувствуют, где неисправность в машине. Сопрягаемые детали крутанет и уже знает, где зазор, не нужно измерять. А деталь возьмет в руки и понимает: будет она работать или нет.
На заслуженный отдых Виктор Сумин и не собирается. Коллеги по цеху шутят: «Тебе, Василич, записать бы в личное дело: «Работать, пока дышишь». Одержимый он в работе, преданный заводу и своим железкам.
— Высококлассный специалист, — поддерживает заместитель генерального директора по производству Николай Кандей. — Невзирая ни на какие сложности работает, собирает корабельные двигатели. Если его оставить в пустыне или в горах, он все равно вернется на завод, да еще и принесет с собой два маленьких дизеля.
Трактор имени мастера
В Вяземском районе и сегодня поля пашет мини-трактор, который почти 50 лет назад Виктор Васильевич собрал во дворе родительского дома.
— Мы уже тогда собственным подворьем на улице Шилкинской обзавелись, — рассказывает он. — Там я себе мастерскую и оборудовал. Всякой железке, болтику и винтику хотелось дать вторую жизнь. Мог из любого металлолома что-то сделать, да еще и запустить. За зиму как-то маленький трактор собрал на четырех колесах, на нем и пахать и боронить мог. Потом я его подарил нашему технологу Антону Титенчуку. Он его в Вяземский и перегнал. Если за техникой уход хороший, она долго работает.
Повториться в учениках
Профессия моториста сегодня стала штучной, не хочет молодежь пачкаться в мазуте. Поэтому, когда в цех робко вошел парнишка и попросил научить его, Виктор Васильевич сразу взял над ним шефство.
— Костя Горелый после девятого класса решил немного подзаработать, — вспоминает Виктор Васильевич. — Разглядел я в нем сразу зерно — наш человек, рабочей закалки. За лето мы с ним сдружились: вижу, парень толковый, схватывает все на лету. И ведь уговорил я его после школы вернуться на завод. Он год отработал, ушел в армию, а после службы снова к нам. Хорошая смена растет.
Чтобы подтвердить свои слова, Виктор Васильевич показывает турбину, которую Костя полностью собрал сам.
— Я уже давно его работу не проверяю, — хвалит ученика наставник. — Если что-то не получается, тогда мы вместе думаем, как лучше устранить неисправность. Как показатель — ни одной рекламации от заказчика.
К слову сказать, гарантию на каждый отремонтированный двигатель завод дает, как на новый — до 2 000 моточасов. В коллективе понимают: если корабль или подлодка уходят в море, то там им никто не поможет. Такой завод, как 179-й — единственный в стране. И специалист такой, как Виктор Васильевич Сумин тоже единственный.
— Предприятие действительно уникальное, — отметил начальник отдела управления промышленности и связи администрации города Анатолий Кныш. — Муниципалитет многое сделал для того, чтобы сохранить его, а командование Тихоокеанского флота нас поддержало. Но, конечно же, главное на заводе — это люди, которые остались верны родному предприятию несмотря ни на какие трудности.
Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора