Молочные иллюзии
logo

Темы номера

Молочные иллюзии

 Почему не работают новые правила торговли молочной продукцией?

В советские времена довелось стать свидетелем почти анекдотичной ситуации. В национальном селе высокий краевой начальник распекал нанайского парня, заведующего фермой, за низкие надои.

— Полтора килограмма, коза дает столько! — орал самый главный. — Неужели нельзя доить больше?

— Можно, — согласился покрасневший завфермой, — но сильно жидкое будет. — Команда, сопровождавшая руководителя, зашлась от хохота.

Невольно вспоминаешь эту сценку, когда домашние велят купить молочку. Вырос в деревне, дома всегда было две коровы, толк в молоке знаю. Бывало, забелишь поросятам водичку — дерутся насмерть за это пойло. Не думал, не гадал, что окажусь в положении этих пятачков. За нехилые деньги беру размалеванный тетрапак с надписью «молоко». Иногда оно ничего, а чаще «прощай, детство». Настоящий вкус напитка большая редкость даже в разгар лета, при обилии трав и возможности вырастить массу различных корнеплодов — только не ленись. Сколько было обещано, что с суррогатом вот-вот покончим, а он как царил на полках, так и процветает.

Многие потребители (отношу к ним и себя) заметили странную тенденцию. В пакетах одного и того же производителя со странной периодичностью вместо приличного напитка появляется подкрашенная вода, которая даже не скисает. Неужели таким способом производители «гасят» излишние затраты, чтобы остаться в почетной линейке продуктов?

Как утверждают эксперты, ждет нас и другая проблема. Современные технологии позволяют выпускать продукт, создающий иллюзию, что вы пьете вполне качественное молоко и по вкусу, и по запаху. Производить такую жидкость в разы проще и выгоднее, чем натуральное молоко.

Обман мелким шрифтом

1 июля текущего года вступило в силу постановление правительства страны, установившее новые правила выкладки молочной продукции: без заменителей молочного жира и с оными. Месяц прошел — тишина. Не проинформировали покупателя ни полками, ни ценниками, ни надписями. Но ретейл не был бы ретейлом, если бы не использовал ситуацию. Многие магазины зауважали мелкий шрифт, прямо как банки. На этикетках пишут мелко-мелко: СЗМЖ и БЗМЖ, что означает «с заменителем молочного жира» и «без заменителя молочного жира». Кстати, это самое большое, на что пошла торговля.  А продавцы небольших магазинов продолжают делать круглые глаза: дескать, слыхом не слыхивали.

Словом, борьба с молочным фальсификатом затянулась до неприличия. Получилось не распределение молочных продуктов, а профанация. В семнадцати проверенных регионах страны идеального разделения не обнаружено. Производители «подыгрывают» ретейлу, делается все возможное, чтобы посредственный продукт оставался котом в мешке.  

Эксперты убили откровением: дескать, даже если всю продукцию разложить по разным полкам, качество молочки никто гарантировать не может, настолько велик сегодня процент подделки. Как недопустимо далеко ушли мы от природы буренки! Постановление правительства есть, а механизма его исполнения практически нет. В итоге производители, увлекшиеся растительными жирами, заламывают точно такие же цены, как и на продукты, выработанные без заменителей. Потребитель переплачивает за фальсификат. «Я заходил в разные магазины, в том числе сетевые, и увидел, что никаких изменений нет», — поведал председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Кстати

В крае не соответствуют стандартам более 30 процентов проб молочной продукции и свыше 50 процентов круп. Доказано официально: почти половина молока, масла и круп на прилавках магазинов и рынков края — фальсификат. Настало время вместе со специалистами и законодателями серьезно заняться анализом того, что мы пьем и едим под видом молочных продуктов.

Играй по правилам

Терпение потребителей не может быть бесконечным. Рано или поздно непорядочному производителю скажут: выставляй на полки качественное молоко или уйди с рынка. Другого не дано. А пока поставщики продолжают халтурить, делая вид, что ничего не происходит. Маркировка молока стартовала и… забуксовала. Эксперимент касается молока, сливок, йогурта, кефира, сливочного масла, творога, мороженого. Он проводится для противодействия незаконному обороту этой категории товаров, уточнили в Минпромторге.

Упаковка с кодом товара должна быть в поле зрения на протяжении всего пути от производителя к покупателю. Кстати, этот процесс уже прошли табачные изделия, лекарства, обувь, духи. Глава Минпромторга страны Денис Мантуров даже обнаружил в этом благо для бизнеса. Участники рынка смогут не только настроить собственные технологии и бизнес-процессы, но и принять участие в формировании новых правил игры.

К примеру, создается впечатление, что взят чересчур большой крен производителей к сухому молоку. На одном из сайтов появилось интервью с директором Переяславского молочного завода Сергеем Прокопьевым. Ода начальника восстановленному молоку, откровенно говоря, не взбодрила. Интересно, почему серьезное предприятие, отметившее 80-летие, не завело, не вырастило подшефные молочные фермы?

К сожалению, пока мало отдачи от внедрения Россельхознадзором «Меркурия». А ведь на эту систему электронной ветеринарной сертификации возлагаются большие надежды.  

Вода в… буклете

За что стоит уважать маркировку, так это за то, что она является удобным инструментом, вытесняющим с рынка недобросовестных участников, которых пруд пруди. Опасны они тем, что режут без ножа законопослушных производителей молочной продукции, «искажают конкуренцию». Хуже всего, что левачить со временем начинают и некогда честные бизнесмены. Иначе не выжить. Вот такая черта нерегулируемого рынка.

Потребитель голосует рублем, и ему нужна честная молочная продукция. Но порой под трапезу ему суют вот такой буклет: «Наши продукты выработаны из пастеризованных, ультрапастеризованых, стерилизованных, ультравысокотемпературно обрабатываемых молока и молочных продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребляемую тару». Дорогой читатель, вы что-нибудь поняли? Я — нет. «Вода» уже в… буклете.

А ведь можно сказать и по-другому: хорошего продукта не дадим, ибо кормление животных никудышное, селекционная работа запущена, отношение к молочному животноводству так себе, кормовой базой как следует не занимаемся. И это будет по крайней мере честно.

Для нас сегодня такая самооценка ближе. Край, производящий лишь 11 процентов потребляемого молока, взялся за обновление стада. С начала года завезено 358 голов крупного рогатого скота молочного направления. «Переселенцы» прибыли из Калужской и Иркутской областей. Часть затрат возмещены из бюджета края. По качеству молочного пополнения мы растем. К примеру, КФХ Лопатин в Хабаровском районе завезло нетелей швицкой породы. Прекрасно адаптируются к нашему климату, отличаются высокими удоями, спокойные и крепкие здоровьем. В настоящее время крестьянско-фермерские хозяйства увеличили поголовье скота на 12,1 процента. Их доля — 3,5 тысячи голов. А всего в регионе 17,8 тысячи голов молочного стада. Думается, настоящего честного напитка мы все-таки дождемся.

Петр МАЗУР

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)