Темы номера
Королевство, которое представить трудно, легче увидеть своими глазами.
По крайней мере, в этом уверены в «Королевском цирке», начинающем свои гастроли в краевом центре в субботу. Турне продлится чуть меньше месяца. О том, что ждет хабаровских зрителей, рассказали накануне на пресс-конференции.
Канато-первопроходец
— Мы сломаем ваше представление о классическом цирке, — заявляет исполнительный директор цирка Элина Лазаревская. — Цельное шоу с сюжетами, которое длится 3 часа 10 минут, и зрители не могут поверить, когда оно заканчивается. Это 120 артистов, прошедших строгий кастинг, более двух тысяч костюмов, 15 автофур реквизита.
Для хабаровчан «королевская» программа примечательна еще и тем, что в ней выступает Алихан Алиханов. Потомственный цирковой считает себя первопроходцем хабаровского цирка — выступал здесь 18 лет назад на только-только открытом манеже.
— Мы работали в самой первой программе, которая открывала ваш цирк, — вспоминает Алихан. — Сегодня у нас два сложных номера: канатоходцы и эквилибристы на першах.
Коллеги Алиханова признаются: его усовершенствованный номер заставляет волноваться даже их, видевших трюк не один десяток раз. Что уж говорить о зрителях!
— Во время выступления обычно не видишь людей в зале, но чувствуешь их реакцию, — делится Алихан. — По звукам, аплодисментам понимаешь, что они испытывают. И ты ради этих эмоций живешь и стараешься.
Думали, в рай попали?
Эмоциями вдохновляются и самые капризные артисты шоу — животные. В «Королевском цирке» уверяют, что эмоции они испытывают исключительно положительные, потому что работать из-под палки их никто не заставляет.
— Огульные обвинения в Сети распространяют те, кто не знают реального положения дел, — уверяет Элина Лазаревская. — Ярым зоозащитникам мы готовы показать, как содержатся животные. Они тоже наша семья, и главное правило цирка Гии Эрадзе — не принуждать животных делать трюки. Добиваться всего можно любовью, а не насилием.
Изучать орнитологию и зоопсихологию, чтобы понять своих подопечных, пришлось дрессировщику Владимиру Лекареву. Его напарники по номеру «Райский сад» — хищные птицы, которых обычно в цирке не задействуют.
— Сложность в том, что по дрессуре пеликанов не существует школ и методик, нам приходится разрабатывать их самим, — говорит он. — С группой пеликанов мы сейчас единственные в стране выступаем. Но ничего, справляемся, воспитываем с ними друг друга, они учат любви и открытости. А вот самое тяжелое было научить их летать. Я же это не умею! Как объяснить птице, чтобы она пролетела нужный мне маршрут? А номер начинается с того, что пеликаны слетаются на манеж над зрителями.
Упал — отжался
Смешить детишек от нуля до семидесяти и старше мастерски умеет клоун-коверный Владимир Георгиевский. Самая трудная задача, по его словам, — заставить улыбнуться самого клоуна.
— Есть универсальный способ — запнуться и упасть, — говорит артист и тут же для наглядности взбирается на барьер и со словами: «Осторожно, не споткнитесь», падает вниз. Журналисты, похоже, еще серьезнее клоунов. Никто не рассмеялся, а сочувственно охнули: не расшибся бы седеющий артист. Но он быстро подскочил и даже изобразил в воздухе некое па.
— В клоунаде главное — комический опыт, с годами лучше чувствуешь публику, — объясняет он. — Чем клоун старше, тем он смешнее. Я начинаю работать за полчаса до представления, чтобы понять, кто сегодня собрался в зале. Люди подходят, я с ними общаюсь, намечаю, кого можно будет задействовать в номере, а кто наотрез откажется выходить — это надо понять заранее. Задача коверного — сделать так, чтобы публика не замечала пауз между номерами. Пока готовятся к следующему, а иногда приспособления собирают до пятнадцати человек на манеже, мы с напарницей должны отвлечь все внимание на себя, чтобы зрители не заскучали.
Практически на клоуне держится все цирковое королевство!
Кто в звезды последний?
В год столетия цирка почувствовать себя артистом может каждый желающий. Если он не просто рвется к славе, а еще и обладает талантом, то вполне реально стать артистом настоящим. В каждом городе «Королевский цирк» Гии Эрадзе проводит мастер-классы, не станет исключением и Хабаровск. Попытать свои силы на манеже жителям краевой столицы разрешат в первых числах октября.
— У нас очень строгий кастинг, — рассказывает Анастасия Якимова, балетмейстер. — Человек должен быть профессионалом, с подготовкой, в том числе акробатической. Но главное, чтобы у него горели глаза и он любил цирк и был готов трудиться с раннего утра до поздней ночи. Бывает, люди приходят и меняют направление в жанре. Например, у нас выступают артисты балета, которые стали дрессировщиками. Цирк — это творческий завод!
Ирина ТРОЦЕНКО