Кетовый беспредел
logo

Темы номера

Кетовый беспредел

 Характерный запах подгнивающей рыбы приобрел Хабаровск. В город донеслись отголоски осенней путины, стихийные душистые рынки появляются то тут, то там, как нарывы на теле.

Сентябрь — горячая пора для браконьеров, перекупщиков их склизкого товара и работников администрации. У последних самая незавидная роль в этой пищевой цепи. Их задача — пресекать несанкционированную торговлю. За что часто в них летят проклятия со всех сторон. Даже граждане разделились на две категории: одни требуют от властей продажу рыбы прекратить, вторые не менее рьяно требуют оставить нарушителей в покое.

Холодильник — залог здоровья

— Больше всего жалоб на соседство с точками продажи рыбы поступило от жителей района Депо-2, Центрального рынка, Суворова и Гагарина, — перечисляет Лариса Колмыкова, начальник отдела организации рынков и мелкой розницы администрации Хабаровска. — Людям мешает неприятный запах от лотков, к тому же торговцы ополаскивают рыбу водой, чтобы выглядела посвежее, будто недавно из речки, и воду выливают под ближайшие дома. В квартиры летят мухи — жить рядом невозможно.

— А в городе есть разрешенные рыбные ряды?

— На улице их просто не может быть. Для торговли рыбой нужны особые условия хранения и реализации, а все, что продается вне магазина или рынка, где специализированные павильоны, незаконно. Это скоропортящийся товар. Покупать ее и употреблять в пищу опасно для жизни и здоровья.

Вроде должны граждане понимать: берешь товар на улице, не в торговой точке, значит, берешь его на свой страх и риск. Качество гарантирует только честное слово продавца. Также никто не будет нести ответственности, если после трапезы с вами что-то случится. Однако вину народ все равно хочет переложить на кого-то другого. На горячую линию в мэрию позвонила хабаровчанка. Ее возмутило, что в купленной с рук у неизвестного мужчины рыбе оказались червяки. Женщина требовала гражданина наказать, а ей вернуть деньги. Как будут развиваться события дальше, представить легко.

Как пришли, так и ушли

Ежедневно сотрудники администрации и районных комитетов отправляются в рейды, чтобы пресечь незаконную торговлю рыбой. Сегодня по плану — горячая точка на Трехгорной, 201.

Дикий рынок на Депо-2 — одно из самых отвратительных мест в городе. Комфортно здесь себя чувствуют только нарушители да всякие криминализированные элементы. Толкучка — их стихия. По дороге снуют туда-сюда суетливые покупатели, спешат прохожие, шумят говорливые цыганские семейства (куда ж без них!), сигналят машины. Несанкционированные торговые ряды выдавили на самый край пенсионеров, продающих излишки урожая на законном основании. Они растворились за стеллажами овощей-фруктов перекупщиков, разбивших палатки прямо на проезжей части. Сегодня наша цель — рыба, поэтому остальные нарушители побывали лишь в качестве зрителей.

Участники рейда разделились на две части, но в этот раз стратегия не сработала. Лишь только с одной стороны показались специалисты управления ветеринарии, как слух о людях в форме моментом облетел весь этот рыночный вертеп. Рыбу чудесным образом буквально сдуло с импровизированных прилавков. Остался только мерзкий запах, лужи крови и слизи на асфальте, которые тут же облепили мухи.

— Восемь точек только и успели насчитать, — пожимают плечами ветеринары. — Они затолкали всю рыбу в грузовики и выжидают, когда мы уйдем…

— А когда вы уйдете, кстати? — интересуется у них стоящая рядом бабуля. — Долго ждать, или успею пока в аптеку сходить? 

— Что же вы ждете? Когда рыба в грузовиках совсем пропадет и покроется яйцами гельминтов? — описывают в красках последний путь кеты ветеринары, но бабулю их страшилки не пугают.

— Подумаешь, черви! Эка невидаль. Обжарила да и все!

Ну как запретить человеку толкать в рот всякую пакость?

Рынок замер в ожидании ухода чужаков. Вот уже на нашу компанию сверкают глазами не только перемазанные кровью и чешуей кавказцы, но и группка бабок. Те даже расселись на брошенные торговцами коробки, чтобы удобнее было наблюдать. 

— Уходим, делать тут нечего…

Мимо вонючих склизких столов, с которых экстренно прятали рыбу, удаляемся с рынка.

И повторится все, как встарь

Расходимся в разные стороны, чтобы через полчаса встретиться в условленном месте.    

Все повторяется. Девица за прилавком, обильно политым рыбьей кровушкой, на проверяющих взирает гордо, сложа на груди руки в цыпках. На грязной доске, которая служит торговым местом, разинули рты и удивленно выкатили глаза две рыбины. Добавьте сюда деловитых зеленых мух, шагающих по измученным кетинам, и картина будет полной.  Зрелище неаппетитное абсолютно.

Признаваться, чья рыба, никто не спешит.

— С чего вы взяли, что она торговала? Она просто подошла и встала тут посмотреть, так же как и вы, — вступается за нее перемазанный в слизи гражданин с кавказским акцентом. Сцена затягивается, пока ветеринары не упоминают, что едет полиция. Неожиданно фраза сработала, и откуда-то звучит зычный голос, призывающий все убрать. Усталую кетину снова шлепают в немытые ящики, роняют на землю, толкают в грузовики. 

— Чем опасна такая рыба? Во-первых, она без документов, условия хранения не соблюдаются, ветеринарной экспертизы нет, — перечисляет Екатерина Половинкина, специалист отдела организации рынков и мелкой розницы администрации Хабаровска. — Вид у нее нетоварный, она заветренная, вероятно, присутствуют паразиты. Она должна храниться в холодильнике; сегодня жарко, и часа хватит, чтобы она пропала.

Нарушение и наказание

Буквально в нескольких метрах другие горцы ведут бойкую торговлю из багажника иномарки. Возле него уже зарождается потасовка, одна из старух воспользовалась легким замешательством, проникла ближе к «кормушке» и уже успела подцепить хвостину из грязного ящика. Поднялся крик, угрожающе взмыли в воздух палки, и быть бы пожилой даме битой, но тут вмешались проверяющие и потребовали торговлю прекратить.

— Кто тут недоволен? Жители ближайших домов? Да я 20 лет торгую рыбой, и всегда все спасибо говорят, — паясничает пожилой кавказец, пытаясь оттеснить от машины ветеринаров. — Если бы им дали по рыбе, они бы слова не сказали.

Наглость нарушителю не помогает, ветеринары и специалисты управления стойки как кремень. В итоге кавказец объявляет: «Все! Нету рыба!» Хлопает дверью багажника, идет за руль, подмигивает возмущенным бабкам и нарочито громким шепотом сообщает: «Жду вас с той стороны». Понимающие бабули припустили на светофор, а кавказец начинает выезжать с газона, где вел торговлю, и со всей дури влетает в бок проезжающему «Приусу».

— Брат, рыба возьмешь? — не теряется он и тут. На и без того перегруженной дороге собирается пробка... 

Послесловие

Хозяевами жизни нарушителям осталось чувствовать себя недолго. По планам реконструкции улицы Тихоокеанской этот безумный рыночный закуток должен исчезнуть.

— Предприниматели, которые ведут разрешенную торговлю, после реконструкции переедут на Тихоокеанскую, 178, — объясняет Лариса Колмыкова. — Там была парковка, а сейчас ровная заасфальтированная площадка, где уже есть торговые ряды для реализации излишков урожая. Надеемся, что благоустройством победим несанкционированную торговлю.

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)