Вода покажет…
logo

Темы номера

Вода покажет…

 Ущерб, нанесенный Амуром в августе, подсчитывают в Индустриальном районе. Комиссия объезжает подтопленные дома и фиксирует урон.

К сожалению, иногда проверка выявляет не только жестокость разбушевавшейся реки, но и беспринципность людей, готовых на обман ради денег.

Комиссия по затопленным районам ездит ежедневно: не всегда можно застать дома хозяев, приходится возвращаться снова и снова. К тому же опись пропавшего имущества и замеры площадей отнимают много времени — ошибиться нельзя, ведь людям надо компенсировать утрату, чтобы восстанавливать жилье.

Дважды подтопленцы

Героиней репортажа на одну и ту же тему врач детской поликлиники Екатерина Николаевна становится второй раз.

— В 2013-м я тут также вот у печки в воде стояла и рассказывала, как вода в дом пришла, а телеоператор — где вы сейчас, — показывает женщина. — Кто мог предположить, что все опять повторится! Но тогда я хоть в дом войти могла, а сейчас затопило на 80 см. По окна воды было!

В небольшом доме на улице Двинской (микрорайон Флегонтова) о былом уюте напоминают только цветы на окнах. Мебель и холодильник подняты на кирпичи, чтобы не испортила их вода, линолеум содран и разложен во дворе. На полу прогнившие доски, на которые страшно ступить, чтобы заодно и не узнать, как обстоят дела в погребе. Екатерина Николаева уверяет — после 2013-го делали ремонт, и доски в негодность пришли именно в это наводнение.

— А ваш дом тогда точно не признали непригодным для проживания? — уточняет Олег Анисимов, главный специалист отдела благоустройства комитета по управлению Индустриальным районом.

— Сто тысяч дали и все, — настаивает женщина. — Я только в этом году комнату отремонтировала. Топить начало 9 августа. Увидела, что вода подходит, убрала с огорода урожай. 14-го она зашла на 40 см в дом, но даже тогда я не ожидала, что так сильно меня затопит. В 2013-м максимум неделю в доме была вода, а тут три недели простояла, а в подполе она до сих пор! Я бы не так сильно переживала, если бы это была вода, а не канализация. Даже запах чувствуете, какой?

 «Капитан» Геннадий Иванович

 Идем на соседнюю улицу Байкальскую, откуда поступили в прокуратуру жалобы от жителей домов № 4 и 6. Примечательно, что граждане не стали обращаться с бедой в районный комитет, а сразу «постучали» прокурору. Месим грязь, перепрыгивая лужи, но нужных табличек так и не видать.

— Какие дома ищете? — переспрашивает сосед жалобщиков Геннадий Иванович, высокий старик в белой фуражке с кокардой. — Так их нет давно. В то наводнение их затопило, квартиры получили да и побросали свои дома. Забор — вот он, но здесь никто не живет.

Действительно, за сплетением высоченной травы едва заметна кривая калитка с ржавой ручкой. Заглядываем за забор — видно покосившийся заброшенный домишко с пустыми мертвыми окнами. По другому адресу нет и того — сплошные заросли сорняков.

— Да шесть лет уже пустуют эти участки. Надо же какие люди, решили под сурдинку еще раз прокатиться! — смеется пенсионер. — Я тут на старости лет круглосуточно оборону держал — качал воду из подпола, чтобы она в дом не вышла, а эти захотели за здорово живешь деньги получить! Ну дают! Я вон до сих пор воду качаю. Дом спас, а огород не уберег — пропал урожай.

Геннадий Иванович машет нам капитанской фуражкой и отправляется в свой тонущий «корабль».

Кстати, трюк с утонувшими домами не новый. Комиссии уже попадались требующие денег граждане, которые получили шесть лет назад квартиры, вселили в признанные непригодными дома родственников и хотят компенсации по второму кругу. Хотим их разочаровать — им ничего не светит. Дважды за одно и то же денег не дают.

Затянуло бурой тиной

 — Вместо огорода у нас теперь болото, — показывает с крыльца жительница Красной Речки Анастасия Фомина. — Даже птички какие-то летают, видите, таких раньше не было. Они по воде бегают, что-то собирают.

Хозяйству многодетной матери не повезло. В этот раз их топило с двух сторон: слева давило болото, справа — река.

— В то наводнение у нас дом пострадал, но мы получили деньги на капремонт и его сделали, — рассказывает Анастасия. — В этот раз вода зашла в подпол и залила полностью весь участок, ходить могли только в болотниках. Пришлось собак временно переселить за забор на улицу вместе с будками. Отпускать не будешь — сбегут. В 2013-м многие собак отвязали, так они тут носились стаями — страшно. А так они пересидели самый пик и обратно переехали.

Часть участка пока так и осталась в воде. Там же, где болото отступило, теперь толстый слой зловонной ряски.

— Ждем, чтобы немного подсохло, и будем очищать двор. Под этой тиной у нас плитка была. В доме от воды пошел грибок, а у меня четверо детей и грудничок.

Семерка пик

 На улице Гомельской самый свежий дом, отстроенный в 2013-м аккурат перед наводнением, снова просушивается. В прошлый паводок он принял в себя воды на 1 м 40 см, в этот набрался по самый пол. Пропали котлы, погиб свежий ремонт. Ламинат, расписанный вручную хозяйкой, выгнуло от влаги, узоры размыло.

На крыльце под дверной коробкой торчит засунутая карта — семерка пик.

— Водой, наверное, принесло откуда-то, да так и застряла тут, — отмахивается Эльвира Юрьевна.

— Эта карта слезы означает…

— Слез хватает, — хозяйка достает семерку и рвет на клочки. — Муж умер, не отошла еще от этого, как дом затопило. Что делать сейчас, ума не приложу. За что хвататься?…

Соседи тоже плачут

 — Мы сюда два года назад переехали. Так хотели свой дом, долго искали и выбирали, а в этот просто влюбились сразу, — утирает слезы Светлана Николаевна Малахова, живущая в доме по соседству. — И ведь никто, ни одна живая душа нам не сказали, что тут так топило в 2013-м! А мы тогда по улице прошлись, поинтересовались. Я потом соседку спросила, почему она промолчала, а она говорит: «Всем же охота деньги получить, а ей очень надо было дом продать». Мы не местные, приехали из Амурской области. Только через месяц, как въехали, нам сосед видео показал, как к нашему дому в 2013-м на лодке к окнам подплывали! Его тогда признали пригодным и дали деньги на капремонт.

Домик и вправду как с картинки. Аккуратненький, свежевыкрашенный, возле входа милая беседка, арки из цветущих растений, цветочные клумбы — красота! Жить бы тут да радоваться!

— Ох, я теперь только и делаю, что плачу, — всхлипывает женщина. — Ну как же так? И ведь дом этот хороший, он нам очень нравится, мы ремонт внутри сделали, столько денег и сил вложили… Мне кажется, что он весь пропах сыростью насквозь, даже находиться в нем тяжело… Дочку с внучкой пока отправили — сняли им квартиру в городе, чтобы сыростью не дышали. Нас пугали, что еще волна пойдет, так мы надули лодки и держали их во дворе, вдруг сейчас польет, тогда хоть спастись можно будет!

Другому жителю улицы Гомельской повезло еще меньше. Он въехал год назад с семьей в дом, купив его в ипотеку и добавив материнский капитал.

— Мы еще спрашивали хозяйку: не топило ли вас? Нет, говорит, едва до ворот дома дошла, и все, — горько ухмыляется Евгений. — И ведь знала она, что у нас двое маленьких детей, а один из них инвалид, но все равно обманула.

— Я ваш дом помню в 2013-м, — мрачно говорит Олег Николаевич. — Он утонул тогда сильно, и его признали непригодным.

— Понимаете, мы специально хотели частный дом, чтобы легче было с ребенком, — объясняет жена Евгения Яна. — Сам он ходить не может, его надо по лестнице спускать, а тут, думали, будет хорошо. И воздух опять-таки свежий. И надо же — купили непригод! Утром просыпаемся — вода в подполе. Стенку повело, штукатурка стала кусками падать…

Не падайте духом

Обследование подтопленных территорий продолжается, пока не будет проверено до последнего участка. 

— Комиссия работает третью неделю, обследовано более 50 подворий, — говорит Мария Матаева, и.о. председателя комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. — Наши специалисты и специалисты контрольно-сметного отдела администрации города производят замеры домов, фиксируют, фотографируют, что пропало. Пострадавшим от наводнения надо приехать в комитет, обратиться в кабинет № 51 и написать заявление. Прием ведется с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00.

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)