Темы номера
Представленная ООО «ЛЕС-СТРОЙ» продукция заслужила лестные оценки специалистов на форуме «ТЕХНО-Лето».
Там и познакомились с директором компании Александром Лобановым. На интервью он приглашает не в рабочий кабинет, а туда, где пахнет опилками и смолой. Встречаемся с ним на площадке у столярного цеха. Причем о делах строительной фирмы — далеко не сразу. Начинаем разговор с проблем лесопромышленного комплекса. Видимо, наболело у руководителя.
Как уйти от экспорта
— Ситуация неоднозначная, — говорит Александр Валерьевич. — Хромает у нас, к сожалению, лесозаготовительная инфраструктура на обе ноги. Не развита должным образом сеть дорог, да и в целом путь от делянки до склада готовой продукции слишком долог. Издержек хоть отбавляй, а конкретных компенсаторов процесса практически нет.
Все складывается, казалось бы, из мелочей, а общая картина удручающая. Скажем, запасы древесины в Хабаровском крае оцениваются в несколько миллиардов рублей, тем не менее мы вынуждены закупать необходимые материалы в Сибири. Почему? Ценообразование такое: кубометр леса у них намного дешевле, и даже с учетом затрат на грузоперевозку и другие составляющие брать там выгоднее. Кроме того, по карману производителя больно бьют растущие тарифы. Не открою секрет, если скажу, что как воздух нужны солидные преференции для стимулирования переработки леса. Налоговые послабления требуются хотя бы на период освоения мощностей. Но этого нет, и многие «деревянные» мечты предпринимателей, к сожалению, так и остаются нереализованными.
— Основные меры должны быть направлены на исключение неконтролируемой вырубки, сохранение экосистемы лесов, а главное — удовлетворение потребностей внутреннего рынка, — подчеркивает Лобанов. Мы же по-прежнему не можем уйти от экспортной зависимости. Кто-то возразит: мол, досталось наследие советских времен. Но тогда многое было по-другому, и, что немаловажно, государство отчасти субсидировало лесозаготовки. А это совершенно разные вещи.
Рынок диктует
— Когда в начале 2000-х в Хабаровске стало развиваться малоэтажное строительство, всерьез заговорили о том, что местные предприятия лесопереработки могли бы занять достойную нишу. Почему не случилось? — интересуюсь я.
— Наверно, невостребованными оказались. Более того, многие предприятия лесопиления в тот нелегкий период и вовсе канули в Лету. Главным принципом тогда было: «Быстрее строить, лучше жить!» Но на деле так происходило далеко не всегда.
Наше предприятие сейчас активно занимается малоэтажкой, однако технологии другие. Строим дома из пеноблоков, имеющие высокие показатели теплопроводности, звукоизоляции, не требуется основательный фундамент, а также дома из бруса с любой, даже самой сложной, архитектурой. Все плюсы необходимо использовать сполна, иначе прогоришь в условиях рынка.
Александр Лобанов приглашает в цех, где предлагает пообщаться с ветераном предприятия Василием Плаксиным.
— Уж для этого человека секретов в профессии точно нет, — говорит он. — Более четверти века трудится. Правда. привык работать руками, а не языком, но можно и исключение сделать (смеется).
Простое неинтересно
— Если кто-то считает, что тут топорных дел мастера, то, конечно, ошибается, — с улыбкой включается в разговор Василий. — До виртуального моделирования процессов мы еще, безусловно, не доросли. Но надо хорошо математику и черчение знать, ведь приходится не только по шаблонам что-то делать, но и готовить эксизы, лекала. Простое-то с годами уже самому неинтересно. Скажем, никогда не стану делать табуретку квадратной, это прошлый век. А вот если что-то необычное появилось, то душа поет за станком или у шлифовальной машины.
Словом, работа у нас творческая, хоть и объемы не так велики, как хотелось бы. Молодым часто говорю, если не умеешь прилично рисовать, то в столярке, как ни старайся, вряд ли чего добьешься. А вообще мысль заказчика, его идею нужно четко уловить и реализовать. Коль уж заговорил о заказах, то у нас сарафанное радио хорошо работает. К примеру, недавно сделал знакомым лестницу в подъезд двухэтажки, они похвалились соседям, и уже те пришли с аналогичной просьбой. То же самое произошло с резными шкафчиками для кухни. Сначала изготовил одним, а в итоге получил еще два неплохих предложения.
Не могу не спросить собеседника о важном аспекте — ценовой политике.
— Да с этим все просто, она обычно складывается с учетом пожеланий клиента, — делится он. — Если в среднем, то стоимость материала умножаем на два, вот вам и конечный результат. Чаще всего используем сосну, она самая дешевая. Орех, бархат и дуб дороже, но если заказывают, то нет проблем. Конечно, как и всех, есть свои трудности. Но когда занимаешься любимым делом, то о них не думаешь.
Потребитель за рекой
— У лесопромышленного комплекса своя специфика, — прокомментировал заместитель начальника управления промышленности, транспорта и связи администрации города Анатолий Кныш. — Только при четко налаженных поставках сырья и наличии хорошей клиентской базы на среднесрочную перспективу можно рассчитывать на полную загрузку мощностей предприятия. Организация производств по глубокой переработке древесины в черте Хабаровска будет выгодна, если компании станут получать высококачественный и востребованный конечный продукт.
Пока же главные потребители у нас за рекой. Но китайцам, имеющим разветвленную сеть поставщиков, неинтересна продукция глубокой переработки с Дальнего Востока. Им нужен исключительно деловой круглый лес. Требуется максимально ограничить экспорт древесины нашим географическим соседям. И в то же время гнуть свою линию, стимулируя на местах развитие переработки леса.
Валерий КОРОТКОВ, фото автора