Темы номера
Сколько стоит отвлечь батюшку от молитвы, чем обернется селфи в храме и почему аккаунты в соцсетях стали важнее человека — об этом и не только говорили на втором Дальневосточном православном медиафоруме.
Мероприятие длилось два дня, первый из которых полностью посвятили дискуссиям и круглым столам, где так или иначе затрагивалась нравственная сторона жизни.
Православный — это звучит гордо
Медиафорум «Доброе слово» — это возможность вступить в диалог людям светским и верующим, чтобы первые перестали вторых страшиться. И чтобы журналисты — народ в подавляющем большинстве невоцерковленный — научились правильно писать о православии. В качестве примера негативного привели недавние события в Екатеринбурге, когда в прессе смаковали народную войну против строительства храма.
— Это вызов РПЦ, — говорит Вахтанг Кипшидзе, зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. — Строительство храма в Екатеринбурге — не проблема собственно церкви, она лишь предложила его построить, а местные власти согласились. Проблема в том, что СМИ оказались не способны адекватно отразить ситуацию, выявить подлинные ожидания населения и показали только мнение меньшинства. По данным соцопроса, люди сказали, что они за новый храм. При этом в СМИ все было подано иначе. Такая же ситуация с выступлением РПЦ против абортов. Благодаря подаче в СМИ, воспринимается эта благородная миссия, направленная на укрепление семьи, не так, как должна бы.
Акулы пера и дятлы клавиатуры
Происходит это в том числе по вине молодых перьев, пришедших на смену старому поколению журналистов. В этом уверен сам и пытался убедить других Борис Костенко, заместитель генерального директора канала «Спас».
— У них все поры забиты информационным шлаком, — подбирает образ для описания портрета молодых СМИ-шников Костенко. — В школах сегодня нет традиционного образования, занимаются натаскиванием на ЕГЭ, поэтому мы получаем таких выпускников. Происходит подмена понятий. Они даже не знают русской литературы, формат ЕГЭ этого просто не предполагает. Говорят о патриотизме, а сами уводят в сторону и тратят энергию и время непонятно на что! В итоге они могут рассуждать только на темы, надо ли «валить с рашки», «почему я не буду рожать» и прочее. Желание мыслить у них задушили на корню, задавливая молодежь развлекательными программами.
Участники пленарной дискуссии сошлись во мнении, что подменяются не только понятия, но и жизнь виртуальная вытесняет реальную. Аккаунт становится важнее своего владельца и влияет на его судьбу. Даже устройство на работу зависит от странички в инете, и если постишь глупости или обнаженку, на достойные вакансии лучше не рассчитывать.
Христос о фейках
— Главная задача сегодняшней встречи — донести до всех, что надо жить в мире, чтобы доброе слово радостью отозвалось в сердцах, — объясняет архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем. — Каждый должен преображать мир, и мы верим, что СМИ напитаются тут добротой и оптимизмом и будут нести это людям. Сейчас, в эпоху новых медиа, информация распространяется мгновенно и порой из-за скорости теряется качество. Каждый верующий, сталкиваясь с фейками и некорректными материалами, должен не расстраиваться, а, наоборот, радоваться этому, потому что в Евангелии сказано: «Блаженны вы, когда вас поносят Имени Моего ради». Такое благословение дал Христос, и оно защищает от какой-либо скорби. Если о нас говорят не так, как мы хотели бы, значит, к нашей деятельности есть интерес. И это тоже по-своему ценно.
Изыди, смартфон!
Злейший враг рода человеческого с недавних пор уже не Сатана. Реалии современного мира оттеснили лукавого на задний план. Нынче беда пострашнее. Поутру, едва открыв глаза, рука православного тянется не осенить чело крестным знамением, а к телефону — проверить, что подкинул за ночь интернет. Такой жуткой зависимости даже обитатели дантевского ада представить не могли!
— Пытаюсь с этим бороться, заставляю себя силой воли не включать телефон и не прикасаться к нему, — признается батюшка-блогер Святослав Шевченко из Благовещенска. — Пока мне еще не удалось продержаться дня — срываюсь. Надо начинать с малого, тренировать себя и хотя бы час выдержать без телефона.
Увлечение интернетом до добра не доведет, пугает священник. В виртуальном мире много вымыслов, а ложь калечит человеческие души: и того, кто врет, и тех, кто слушает. А за это потом на Страшном суде спросят — мало не покажется. Уберечься можно только одним способом — вырвавшись из Сети.
#гонение_христиан
Проклятый интернет несет зависимость и страдания — последнее время православные сталкиваются с кибербуллингом. Это такой вид виртуальной травли и оскорблений верующих. Цель кибербуллинга — дискредитировать духовные ценности. Страна без души слаба.
Единственный плюс Сети — благодаря инету стали лучше раскрываться преступления. Причем зачастую злоумышленники выдают себя сами, хвастаясь в соцсетях своими похождениями. Так, девица заработала штраф в 15 тыс. руб. и пожизненную репутацию экстремистки, прикурив от свечи в храме и запостив фото процесса. Трое ее последователей, повторив все в точности до деталей и заселфившись на корточках у икон, также были осуждены.
— Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но это не значит, что не могут быть оценены посты, размещенные до этого возраста, — разъясняет Галина Антонец, медиаюрист из Владивостока. — Им могут «постучать» на страничку и пригласить для дачи показаний за ранние публикации. А получив наказание по статье «Экстремизм», они уже не смогут поступить в престижный вуз и устроиться потом на нормальную работу.
Закон запрещает препятствовать богослужению, и за это можно поплатиться штрафом. В Ульяновской области, например, гражданин стал требовать деньги за выполненную работу по благоустройству с батюшки прямо во время службы. Отче не откликался и продолжал молебен, отчего рабочий не сдержался и нанес публичные оскорбления. В итоге заплатить пришлось ему — суд назначил мужчине штраф.
Кстати
Между администрацией Хабаровска и Хабаровской епархией подписано соглашение по нескольким направлениям: взаимодействие в области оказания социальной реабилитационной помощи незащищенным слоям населения, проведение совместных просветительских, культурных, благотворительных мероприятий в городе, взаимодействие в области сохранения объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Ирина ТРОЦЕНКО, фото ЕАОMedia