Темы номера
У краевого театра кукол, по признаниям самих его работников, начинается совершенно другая жизнь. Прямо с нынешнего сезона.
Во-первых, с 2019 года он опять отдельное учреждение, а не часть краевого объединения. Во-вторых, сразу два новых человека в руководстве — директор Елена Сапрыкина и режиссер Элистин Михайлов. А в-третьих, появилась необычная площадка в здании бывшей церкви, которая уже успела наделать шуму и даже внести немного сумятицы в стройные ряды постоянных зрителей.
Мамы, вам туда же!
— Мы торжественно и красиво открыли сезон органным концертом в новом здании на улице Калинина,— рассказывает заведующая литературной частью и специалист по связям с общественностью Екатерина Крюкова. — Все почему-то решили, что театр переехал, и на недавний спектакль мамы с детьми пришли уже туда. А ведь детская сцена никуда не перемещалась: она как была, так и останется в привычном пространстве на улице Ленина.
Новая площадка пока отведена для молодежных проектов и экспериментов — всем этим и займется Элистин Михайлов, который до Хабаровска играл и ставил на Сахалине и в Краснодаре. Выпускнику Ярославского театрального института и Санкт-Петербургской театральной академии всего 30, у него внимательные темные глаза, негромкая речь и очень много идей. И он не просто приглашен на несколько постановок — он сюда переехал и ждет семью: жена — физик-ядерщик и двое детей обоснуются в городе после Нового года.
— Решил проверить себя: смогу быть руководителем? — говорит он. — Я уже ставил спектакли в России и Казахстане, но стать руководящим звеном — что-то новое для меня.
— У него все для этого есть: профессионализм, желание, амбиции, противный характер, — смеется главный режиссер театра кукол и худрук ТЮЗа Константин Кучикин. — Последнее в кавычках, конечно, — у нас так шутят. В общем, все качества, чтобы полностью реализоваться и построить уникальный театр. Вообще, желающих не просто разово поставить удачный спектакль и уехать, а каждодневно строить собственный дом немного. В театре кукол — единицы. Сейчас почему-то считается непрестижным заниматься детским театром. Хотя лично я об этом вообще не думаю — просто делаю спектакль и все. Какая разница, где поставить «Сны…»?
И то правда: эта работа получила четыре номинации на «Золотую Маску», сделав наш коллектив единственным в регионе театром кукол, попавшим в основную программу фестиваля. До этого такое удавалось только труппе из Улан-Удэ, но она тогда еще не была дальневосточной.
До Полунина и обратно
Про имя спросили почти первым делом.
— Назвали в честь прадеда-революционера, — объясняет режиссер. — Это сокращение: Энгельс, Ленин и Сталин.
А как в его жизни случились куклы и театр?
— Брат моего одноклассника работал у Вячеслава Полунина, — вспоминает он. — Встреча с ним произвела на меня настолько сильное впечатление, что я не мог думать ни о чем другом. Тогда я понятия не имел о том, что такое куклы, а просто решил, что буду клоуном. Спросил: «Где ты учился?» Он ответил, что в Ярославле. И я поехал в Ярославль…
Самое интересное, что после учебы он все-таки исполнил мечту и попал к Полунину. Но не сложилось: говорит, там люди особого типа, у него не такой. Зато теперь главная его цель — развивать артистов. И он уже начал, причем с базы: ввел в театре курсы кукловождения, а результаты работы обещает показать на специальном концерте.
Эксперименты же начнутся с творческой лаборатории: в октябре в Хабаровск приедут два приглашенных драматурга — автор лучшей пьесы 2018 года Алексей Житковский из Нижневартовска и Виктория Костюкевич из Владивостока. Они создадут пьесы на месте, а команды из режиссеров и актеров сделают шесть эскизов буквально за четыре дня. Два из них — лучшие по мнению зрителей и профессионалов — станут полноценными спектаклями в репертуаре.
Больше того, у Элистина есть планы даже на церковный орган, который достался театру вместе со зданием:
— Мы его оперформансим! Думаю, это будет что-то по мотивам Нотр-Дам-де-Пари…
Дворец с яблочком
У нового директора Елены Сапрыкиной свои задачи, и их не меньше. Впереди организация гастролей, которые пройдут в Чите, Казани, Москве, Липецке и на Сахалине. Реконструкция новой сцены рассчитана на четыре года: нужно утеплить стены, провести центральное отопление, увеличить подачу электроэнергии, убрать подвесной потолок и надстроить технический этаж. И, конечно, придать площадке новый облик.
— У нас уже есть идеи, и выглядеть здание станет совсем по-другому, — говорит Елена Валерьевна.
— А часы, как на театре Образцова в Москве, будут?
— Будут, но не такие, — улыбается главный художник театра Наталья Павлишина. — Хотелось бы сделать их в виде тарелочки, по которой катится золотое яблочко.
— Как в русских сказках?
— Не только. Бабушку мою, например, звали Ева. Объединим смыслы.
Дарья УЛАНОВА, фото автора