Темы номера
На столах хабаровчан далеко не всегда присутствуют крабы. Однако добыча столь экзотического морского продукта способна дать импульс экономике не только региона, но и всего Дальнего Востока.
По всем данным, судостроительная отрасль ДФО, в том числе и Хабаровский завод, идут на поправку. Тьфу-тьфу, не сглазить бы. Ведь чего стоит наезд на дальневосточные верфи западных лоббистов с целью не отдать заводам макрорегиона заказы на строительство краболовов. Шаг за шагом разрушался практически узаконенный принцип «Где ловим, там и строим», который для Дальнего Востока был отдушиной. 40 млрд руб. инвестиций, 31 судно — серьезный масштаб. Причем на Дальнем Востоке сразу решаются две задачи — судоремонта и судостроения. Лоббисты в ярости. Если бы они не мешали, краболовы дали бы взрывной рост дальневосточного судостроения.
У лоббистов нет такого понятия, как национальная идея страны по развитию Дальнего Востока, улучшению жизни здешнего населения. Они рвут на куски щедрый пирог, хотя вылавливают краба исключительно на Дальнем Востоке. И никого не интересует, что западные верфи, набившие портфели заказов, катастрофически срывают сроки сдачи судов. В пользу дальневосточников говорят расходы на доставку из западных верфей тех же краболовов к Тихому океану. Операция потянет на 50 млн руб. дополнительных затрат на судно плюс расходы на ходовое обслуживание. Проигрыш очевиден, но конкуренты не унимаются. Дошло даже до «подметных писем». Мол, не сумеют дальневосточники построить суда такого типа, квалификация не та и возможности сомнительные. Цель — сломать позицию правительства по передаче 31 судна на дальневосточные верфи. По словам экспертов, стремление государства развить Дальний Восток наткнулось на частные интересы.
Хабаровчане дадут фору
Это уже, извините, явный перебор. Взять Хабаровский судостроительный завод. Предприятие специализируется на строительстве военных кораблей и щелкает их как орешки. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, завод построит десятки кораблей на воздушных подушках для Минобороны. В их числе «Зубр», крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке. У ВМФ сегодня только два таких корабля. Продолжается проект по выпуску судов «Мурена». Разве уместно здесь говорить о каком-то непрофессионализме, если хабаровчане строят корабли высочайшего уровня? Сегодня завод намерен побороться за заказы на строительство рыболовецкого флота. Для этого у предприятия есть немалые возможности.
Откроем секрет. На Хабаровский судостроительный завод приезжали представители крупнейшей мировой кораблестроительной фирмы «Чайна Шипбилдинг Индастри Корпорейшн», осмотрели мощности и оборудование. После анализа выдали расчеты: верфь способна выйти на объем производства в восемь краболовов нужного типа и оснастки за год. О чем это говорит? Разъяснено, что заводу под силу 40 кораблей за пять лет, на девять больше прописанного в проекте постановления правительства. На первое время для этого придется привлечь около 120 специалистов: сварщиков, сборщиков, инженеров. Позже обучатся и местные работники. Вариант просчитан и предложен. По недавним расчетам Объединенной судостроительной корпорации, при относительно небольшом участии иностранцев с заказом может справиться даже один завод в Хабаровске.
Кстати
Главная цель введения крабовых аукционов — развитие российской экономики на Дальнем Востоке. Они пройдут уже осенью. Больше года регулятор по заданию правительства готовит законодательную базу для того, чтобы к нам на Дальний Восток пришли инвестиции. В частности, около 40 млрд руб. от рыбопромышленников, на которые нужно построить 31 краболов. Это частный капитал.
Миф о ловах
Специалисты давно развеяли надуманные «страхи» некоторых продвинутых западных судостроителей о сложности кораблей по вылову краба. Под натиском лоббистов чиновники тоже стали давать задний ход: дескать, дальневосточные судостроители способны построить только половину требуемых краболовов. Год дебатировали, под шумок поменяли правила игры.
Хотя построить рыбацкие суда, как оказалось, совсем несложно. По мнению специалистов, говорить о строительстве 50-метровых краболовов как о невыполнимой задаче — верх некомпетенции, поскольку это самые простые, с технической точки зрения, рыболовные суда. Корпус весом всего 650 тонн, слабенький для рыболовных судов главный двигатель, система охлаждения небольшого трюма. И все! Это задача, выполнимая для любой верфи, включая судоремонтные заводы.
Надуманны и доводы о финансовой несостоятельности партнеров востока. Да, дальневосточные верфи недозагружены. Деньги сюда приходят как везде в мире — вместе с заказом. Это главное. Если дальневосточники не получат обещанные заказы, потери будут многомиллиардными. Одних оборонных контрактов недостаточно для полной загрузки верфей. А если портфели наших заводов, включая Хабаровский судостроительный, наполнят 30 млрд руб. инвестиций, это будет небывалый расцвет отрасли, считает генеральный директор Славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук.
Вначале суда, потом квоты
Противники продвижения крупных инвестиционных средств идут на все в полном смысле этого слова. Два вице-премьера РФ бьются за полное освоение заказов под квоты дальневосточным судостроителям. Другая сторона даже не прислушивается к предложениям Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Неровно дышит к оппонентам дальневосточников и ФАС.
Но самое печальное то, что творится за кадром. А там тревожные факты. Одни заказывают на Дальнем Востоке суда, другие по всей Азии скупают старые шхуны.
На бумаге все гладко, а на деле инвестиции уплывают. И куда бы вы думали? Заметьте, постановление правительства еще не принято, а средства под квоты уже пошли, резюмирует руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Только курс поменяли до неузнаваемости. Вместо России их двинули в Японию и Республику Корею. Собеседник стал очевидцем, как в спешном порядке корейцы латают старые суда и переделывают их под промысел живого краба. Брокеры выдали, что там «молодеют» еще порядка 15 таких посудин. Корейские бизнесмены выдали россиян с потрохами. Оказывается, наши предприниматели готовы инвестировать в металлолом 100 млн долл. От такой «щедрости» у корейцев округлились глаза.
Напомним, тамошнее судострорение в последние годы просело, а тут подарок — хваткие россияне инвестируют в чужую экономику. Корейцы чуть ли не уверены, что в их руки попадут контракты на 30—40 судов. Аппетиты иностранцев выросли до 200 млрд долл. 13 миллиардов, считай, уже уходят за границу. А ведь изначально стояла задача, чтобы суда строились в России, а моряки выходили в море на современном флоте.
А что имеем? Огромные вложения в экономику других стран. Почему так происходит? Закон позволяет компаниям вначале получить квоты, а обязательства построить флот наступают только через 5 лет. Более того, дельцы намерены развернуть кампанию, чтобы увеличить этот срок до 10 лет, а там, глядишь, и все забудется. Квотная вольница, согласитесь, расслабляет донельзя. И к чему это может привести? Страна получит старый, списанный в других странах флот, а Дальнему Востоку достанутся крохи. Позиция должна быть четкой: квоты только после постройки судов, рассуждают рыбаки.
Эксперты Минпромторга поработали со всеми дальневосточными заводами и вынесли вердикт — справятся. Государство даже зарезервировало финансовые средства поддержки как заказчиков судов, так и верфей. За такое место под солнцем стоит побороться.
Петр МАЗУР